Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Бертольд Брехт

Бертольд Брехт
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Бертольд Брехт - поэт, драматург, режиссер, предложив­ший новую театральную теорию "эпический театр", создатель и художественный руководитель знаменитого театра ГДР "Берлинер ансамбль". Эстетическая программа Брехта близка к тому направлению в театре, которое разрабатывали Е. Вах­тангов, Вс. Мейерхольд, С. Третьяков. Она оказала влияние на современный театр и кинематограф. Свое отношение к Брехту определили выдающиеся драматурги века - М. Фриш, Ф. Дюрренматт, Т. Уайлдер.

Бертольд Брехт родился в баварском городе Аугсбурге в семье владельца фабрики. Окончив в 1917 году реальную гимназию, он учился на медицинском и философском факультетах Мюнхен­ского университета, посещал театроведческий семинар. В январе 1918 года был призван в армию, но служил всего несколько ме­сяцев, да и то санитаром в военном госпитале в Аугсбурге. Дар сочинительства у Брехта проявился рано, еще в гимназии, где он ставил "Гамлета" и "Фауста". Он писал стихи и баллады, кото­рые сам исполнял публично, пел в "Диком театре", аккомпани­руя себе на гитаре. Мюнхенский период закрепил его интерес к театру. Он посещает кабаре, крохотные театрики, пивные заве­дения, где начали складываться формы народного театра, эсте­тику которого Брехт нес в себе. На его эстетику оказало влияние и то, что он не принимал стандарты буржуазного мышления и его культуры, и его интерес к марксизму (посещал занятия в марксистской рабочей школе, читал Маркса и Ленина). Под влиянием революционных событий в Баварии Брехт написал драму "Спартак", позже переименованную в "Барабанный бой в ночи". Брехт четко определяет классовый характер своего твор­чества, слитый воедино антивоенный и антифашистский пафос. Под этим знаком пройдет и деятельность Брехта в эмиграции, и решительный переезд в 1948 году в Восточный Берлин, и плодо­творное послевоенное творчество в Германской Демократичес­кой Республике.

Над своей театральной теорией Брехт начал работать в студенческие годы в Мюнхене, когда писал пьесы и сам ста­вил их, когда обобщал свои цели в эссе и статьях, которые позднее составили теоретические книги "Народность и реа­лизм" (1938) и "Малый органон для театра" (1949).

Драмы Брехта "Ваал" (пост, в 1923 году) и "В джунглях горо­дов" (пост, в 1924 году в Берлине) возвестили о поисках драма­тургии нового типа. Брехг подчеркивал в статьях: "Эстетика наша определяется потребностями борьбы" - и призывал к театру политическому, театру-зрелищу, который бы обращался и к конкретному человеку, и к массе. "Нужны такие пьесы, такие спектакли, - пишет он в 1922 году, - чтобы они могли соперничать с футболом и гонками ...чтобы на сцене шла настоящая борьба". Весь театр Брехта строится с учетом борьбы за каждую человеческую душу, которой надо помочь прозреть, не дать себя заманить в капкан. В театре Брехта .поучение и развлечение две стороны одной медали.

Классический театр, из которого Брехт заимствовал немало идей, не устраивал его из-за принципа катарсиса, ориентирован­ности на переживания и эмоции. Наркотическое воздействие театра, считал он, способно внушить зрителю фатальную покор­ность судьбе и пассивность. Не принимал Брехт и "натуралис­тический иллюзионизм" современного ему театра Веймарской республики. Он создаст свой театр, в котором главная фигура - простой человек и его жизненная позиция. В диалогах, собран­ных в книге "Покупка меди", в разделе "О театральности фа­шизма" есть высказывание, позволяющее многое понять в эсте­тике Брехта, в частности его тягу к сдержанности и неверие в эффекты и мистику, альтернативность его театра фашистской культуре: "Нет сомнения, что фашисты ведут себя подчеркнуто театрально. Они питают к театральности особое пристрастие. Они откровенно толкуют о режиссуре и вообще используют множество средств, заимствованных непосредственно из театра... Гитлер брал уроки у мюнхенского придворного актера Базиля, и тот обучил его не только дикции, но и манере держаться". Брехт думал и о том, как предостеречь публику от опасности фальсификации и обмана, скрытых за потрясающими эмоции и нервы внешними эффектами фашистских массовых зрелищ и представ­лений, за красивыми, но пустыми и небезопасными речами.

Свою театральную теорию Брехт назвал "эпическим теат­ром", заимствовав этот термин у Шиллера. Рассказывание, эпичность играет в его спектаклях важную роль, но термин этот все же условен и не во всем противостоит драматической форме театра, которую Брехт назвал "аристотелевской":

"Аристотелевский театр "
Сцена воплощает событие 
Вовлекает зрителя в действие 
Переносит зрителя в другую обстановку 
Обращается к чувству зрителя 
Заставляет его сопереживать
Изнашивает активность зрителя 
От актера требует перевоплощения
Возбуждает интерес к развязке
"Эпический театр "
Рассказывает о нем 
Противопоставляет событиям 
Ставит в положение наблюдателя
Обращается к разуму
Заставляет  изучать   показываемое, спорить
Заставляет принимать решения 
Требует анализа событий и суда над персонажем
Возбуждает интерес к ходу действия, что предопределило заимствование сюжетов