Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Итальянская литература

Итальянская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Участие Италии в первой мировой войне на стороне Ан­танты усилило и без того острые противоречия в стране с от­сталой социально-экономической структурой, вековыми не­разрешенными проблемами и нищетой, какой была Италия в конце XIX века. Это стимулирует революционное движение, престиж социалистической партии. В 1921 году в Италии соз­дается коммунистическая партия. Однако уже через год к вла­сти приходит Муссолини и устанавливает в стране фашист­ский диктаторский режим, вошедший в историю Италии под названием "черное двадцатилетие". Культура оказалась в подчинении у политики и тоталитаризма, приведших к поля­ризации интеллигенции, большая часть которой не приняла фашизм. В течение долгих лет неволи создавались "Тюремные тетради" Антонио ГРАМШИ (1891-1937), в которых разрабо­таны основы народно-демократической культуры и марксист­ской эстетики.

Многие писатели, не желавшие воспевать фашизм, прята­лись за концепциями "чистого искусства", так называемой "артистической прозы" и течения "герметизм" (итал. poesia ermetica), которое сложилось в конце двадцатых годов. "Гер­метики" сосредоточивались на камерных и субъективных пе­реживаниях, зашифрованной поэтике. Их произведения про­сты по форме. Они стремились в первую очередь к выраже­нию чувств, а не мыслей, к передаче скрытого мира душевных состояний. К "герметикам" примыкали Эудженио МОНТАЛЕ (1896-1981) - лауреат Нобелевской премии 1975 года, Джузеппе УНГАРЕТТИ (1888-1970), Умберто САБА (1883-1957).

Зашифрованные ассоциативные образы характерны для "Ве­селья потерпевших кораблекрушение" (1932) и "Чувства вре­мени" (1933) Унгаретти, "Случайностей" (1939) Монтале. Унгаретти принадлежат строки, передающие "герметическое ощущение мира":

Но вопли мои ранят
подобно молниям Хриплый колокол неба 
И рушатся в ужасе.

(Пер. Е. Солоновича)

Классической национальной традиции принадлежит по­эзия Умберто Сабы, единственного из больших художников, избежавшего авангардистских поисков. Он верен реальности, счастливым измерениям пережитого в детстве. Светлый, без­облачный стих поэта является своеобразной формой защиты человека, радости и красоты от "бездны" отчаяния:

Слова,
в которых человеческое сердце когда-то отражалось - обнаженное и удивленное. 
Найти бы угол на свете мне, оазис благодатный, где я бы мог слезами вас очистить от лжи всеслепляющей. 
И тут же растаяла бы, словно снег на солнце, печаль, что вечно в памяти жива.

(Пер. Е. Солоновича)

Саба дебютировал в 1911 году. Он - автор "Книги песен" (1921), сборников "Прелюдия и фуги" (1928), "Слова" (1934).

У истоков зрелой итальянской лирики - изданные в 1914 году "Орфические песни" Дино КАМПАНЫ (1885-1932), единственный сборник поэта, названного за бродяжничество и хаотичную жизнь "итальянским Рембо".

Поэт Сальваторе КВАЗИМОДО (1901-1968), лауреат Но­белевской премии 1959 года, вошел в поэзию в тридцатые го­ды, следуя одновременно и герметизму, и эллинистической поэзии, которую переводил (сборники "Воды и земли", "Эра­то и Аполлон"). Резкий перелом зафиксировали его стихи пе­риода Сопротивления, отразившие новую патетику партизан­ской борьбы ("И внезапно настал вечер", 1942; "Жизнь не сон", 1949). Стихи Квазимодо лаконичны и выразительны:

Ночь кончена,
и растворяется луна
в лазури, уплывая за каналы.
Живуч Сентябрь здесь на земле равнинной, и зелены ее осенние луга, как южные весенние долины.
Оставил я товарищей своих
и сердце схоронил в стене старинной,
чтоб одиноко вспоминать тебя.
О, до чего ж ты дальше, чем луна, теперь, когда в преддверии рассвета по мостовой зацокали копыта!

(Пер. Л. Мартынова)

Культура начала века преодолевает кризис моральных, духов­ных и эстетических ценностей. На обломках романтических идеалов Рисорджименто и краха позитивистских основ приобре­тает популярность идеалистическая философия, интуитивизм, агностицизм. Усвоение идей Ницше на итальянской почве имеет свою специфику. Националистическая идеология проникает в культуру, окрашивает итальянский авангард, прежде всего футу­ризм. Большое значение в переориентации всей итальянской культуры имела эстетическая концепция Бенедетто КРОЧЕ (1866-1952). Основанная на постулате "искусство есть чистая интуиция", она располагалась между интуитивизмом и позити­визмом.

Итальянский декаданс, сменяемый авангардом, развивается довольно интенсивно, как бы стремясь догнать другие европей­ские страны. В нем переплетены противоречивые тенденции: "поэзия крови и железа" как реакция на XX век и стремление укрыться от хаоса века и грома орудий в тихой провинциальной жизни. Основные мифы и маски декаданса в Италии создал Габ­риэле Д'АННУНЦИО (1863-1938), поэт, прозаик, драматург. Его новеллам, появившимся в конце века и изданным позднее под общим названием "Пескарские новеллы" (1902), присуща эклектичность; в них можно узнать опыт веризма и натурализм Золя, психологический анализ Мопассана и морально-психо­логические коллизии Достоевского; в них много жестокого фана­тизма и сильна тяга к утонченным чувствам.

В романах Д'Аннунцио "Триумф смерти" (1894) и "Пламя" (1900) акцентируется миф о сверхчеловеке и завоевателе, нашед­ший ранее место в его поэтических сборниках ("Римские эле­гии", 1892). Прекрасные образцы лирики содержит лучшее по­этическое творение писателя - цикл "Хвалебные песни небу, морю, земле, героям" (1903-1912), состоящий из пяти книг. В последнем романе Д'Аннунцио, написанном перед войной, "Быть может - да, быть может - нет" (1910), довольно слабом в художественном отношении, но значительном для понимания эволюции писателя, выражен восторг перед техникой и скоро­стями. От "сверхчеловека", упивающегося торпедной атакой, недалеко до официального поэта фашизма, которому правитель­ство Муссолини пожаловало в 1924 году титул князя, и до куми­ра националистически настроенной молодежи.