Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Польская литература

Польская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




шелкотрафаретная печать, ротонда-99 - это производство.

В 1918 году Польша восстановила независимость после ста - тридцатилетнего порабощения. Литература в эти годы выполняла особую миссию, беря на себя функции формирования общест­венного мнения, ставя акцент на проблемах национального ос­вобождения. Против своеобразного "утилитаризма" литературы, сосредоточенной преимущественно на общественной проблема­тике, выступила в свое время "Молодая Польша". Отстраняясь от позитивизма, она провозгласила право художника на самовы­ражение, психологизм и программировала вхождение нацио­нальной литературы в европейский культурный контекст, что можно считать характерным для первой половины века. В поль­ской литературе преломился трагический опыт первой мировой войны, широкий спектр реакции на новые направления и худо­жественный климат в европейском искусстве.

В 1926 году к власти в Польше приходит правительство во шве с маршалом Пилсудским, ориентированное на националь­ную консолидацию. Однако оно оказалось не в состоянии про­тивостоятъ изощренной и вероломной политике гитлеровского рейха. 1 сентября 1939 года Польша была оккупирована. Насту­пил трагический период борьбы за свободу и выживание, борь­бы, в которой погибли многие деятели культуры, поэты, прозаики.

В "межвоенное двадцатилетие" в польской поэзии заметны три группировки: "скамандригы", экспрессионисты и футуристы (и их разновидность - формисты). Скамандриты (группа поэтов, объединившихся в 1920 году вокруг журнала "Скамандр") высту­пали за культ жизни, повседневность и разговорный язык, за человека с улицы в качестве героя произведений. В этом был отзвук полемики с "культом Искусства", торжественностью и воз­вышенностью некоторых предшествовавших тенденций. К груп­пе принадлежали первоначально Ю. Тувим, Я. Лехонь, Я. Иваш­кевич. Программно им противостояли футуристы и экспрессио­нисты. Однако в творчестве каждый значительный художник был, разумеется, гораздо богаче отдельных группировок и про­грамм, а произведения, опубликованные в первые десятилетия нашего века, не всегда были самыми характерными для твор­ческой индивидуальности того или иного художника в целом.

Символистские мотивы и витализм, восторг перед повсе­дневной жизнью, стремление преодолеть душевную оцепене­лость характерны уже для ранних сборников Леопольда СТАФФА (1878-1957): "Сны о могуществе" (1901), "Цвету­щая ветвь" (1908), "В тени меча" (1911). Певец природы и любви, вечных ценностей и тем, Леопольд Стафф является автором семнадцати поэтических сборников. Среди них - "Радуга слез и крови" (1918), который поэт называл "дневни­ком впечатлений 1914-1917 гг.", и пейзажная лирика ("Высо­кие деревья", 1932; "Цвет меда", 1936). Поэзия Стаффа отра­зила увлечение идеями Ницше и поиски в лабиринте модер­низма, аллюзии с классическим искусством античности и Возрождения, христианские мотивы. Она была способом за­щитить прекрасное и человека. На белорусском языке издан сборник "Высокие деревья" Стаффа в переводе Олега Мннкина.

Болеслав ЛЕСЬМЯН (1877-1937) - автор сборников "Сад на распутье" (1912), "Луг" (1920), "Студеное питье" (1936), "Лесное деяние" (1938), поэт, тесно связанный с поэтикой сим­волизма, модерна. Используя чарующие сказания и суеверия, нередко мистически окрашенные, буйная фантазия поэта создает богатый художественный мир, где буйство красок и половодье чувств звучат подобно сакральному мифу. В нем неуловимое и недосказанное, светотени и нюансы, напоминающие полотна импрессионистов, которыми восхищался поэт. В 1994 году стихи Лесьмяна появились на белорусском языке (сборник "Пан Блiшчынскi") в переводе Олега Минкина.

Мария ПАВЛИКОВА-ЯСНОЖЕВСКАЯ (1894-1945) - актор пятнадцати поэтических сборников, среди которых "Поцелуи" (1926), "Балет вьюнков" (1935). Известна как тонкий лирик, мас­тер интимной миниатюры.

Польский писатель Ярослав ИВАШКЕВИЧ (1894-1980) ро­дился под Киевом, учился на юридическом факультете Киев­ского университета и одновременно в консерватории. В 1918 го­ду переезжает в Варшаву. Первый сборник стихов "Восьмистишия", для которого характерен витализм, выходит в 1919 году, потом - "Дионисии" (1922), отразившие эстетское увлечение экзотическими сюжетами, автобиографическая повесть "Луна восходит" (1925). Работает в драматургии ("Лето в Ноане", 1937; "Маскарад", 1939), в жанре литературно-критических эссе и романа-биографии ("Фредерик Шопен", 1938). В сборниках рассказов тридцатых годов "Барышни из Волчиков", "Мельница на Утрате", "Два рассказа" прозаик демонстрирует отточенное мастерство глубокого психологического анализа, дает реали­стический срез жизни польской провинции, разных слоев обще­ства, основанный на своем опыте странствий по Украине и Польше, на заграничных впечатлениях. Романы и пьесы, стихи и рассказы тридцатых годов - свидетельство рождения большого мастера. Рассказы Ярослава Ивашкевича на белорусский язык переводил Янка Брыль.

В стихах Владислава БРОНЕВСКОГО (1897-1962), с гим­назических лет участвовавшего в борьбе за независимую Польшу, наиболее плодотворно реализована программа пролетарско-революционной поэзии ("Дым над городом", 1926; "Печаль и песня", 1932; "Последний клич", 1939; поэма "Па­рижская коммуна", 1928). Активная жизненная позиция была выражена уже в первом сборнике поэта "Ветряные мельни­цы" (1925), с которым в литературу пришло "дыхание войны". Поэт два года провел в окопах империалистической, был ра­зоружен и интернирован вместе с легионерами за отказ служить Австрии. Антивоенные стихи Броневского, поэма "Последняя война" запечатлели крушение старого мира, отказ от роман­тических иллюзий. Военные ритмы переходили в чеканный пролетарско-революционный шаг, повторяя закономерность революционизирующего влияния первой мировой на искусст­во первой половины века.