Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Польская литература

Польская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Константы Иладефонс ГАЛЧИНЬСКИЙ (1905-1953) - поэт-лирик, прибегавший к фантасмагорической образности, гро­тескной символике, склонный к мистификации, иронии, поэт яркого эксцентричного дарования. В 1926-1931 годах он сотруд­ничал в юмористическом журнале "Варшавский цирюльник", для которого было характерно богемно-ироническое отношение ко всему на свете, нашедшее выражение в эпиграфе из Бомарше: "Давайте смеяться, кто знает, просуществует ли мир еще три не­дели". Галчиньский "сотворил" свои стихи подобно фокуснику. Игра словами, неожиданное сочетание простого и невероятного, возвышенного и примитивного характерны для стихов "На смерть бабочки, раздавленной грузовиком", "Путь в счастливую Аравию", "Письмо с реки Лимпопо", "Скумбрия в томате". По­эт справедливо сказал о себе:

Моя поэзия - простые чуда,
тот край, где в лете
спит старый кот под форточкою чутко
на парапете.

(Пер. Д. Самойлова)

Недоверие ко всем общественным ценностям отзывается разными гранями проявления иронии и сатиры в поэмах и сти­хах Галчиньского "Конец света" (1928), "Народное гулянье" (1934), "Песнь о бешеной улице" (1937), "Бал у Соломона" (1937). Ли­ро-эпические сцены сатирически воспроизводят "польских дней абсурд ужасный", вакханалию политических игр и неуклонное скатывание Польши к катастрофе. Буффонада, мистификация, бурлеск убеждают, что для Галчиньского поэзия - игра, что, по­тешая публику, поэт пытается предостеречь сограждан от над­вигающейся катастрофы при их недопустимом легкомыслии.

Поэма "Конец света" в подзаголовке определена как "Откро­вение святого Иладефонса, или Сатира на Вселенную" и посвя­щена одиннадцати покойным тетушкам (Орфоэпия, Евразия, Трамполина...). В ней описано светопреставление, которое начи­нается в предсказанный астрономом час: все переворачивается вверх дном, лопаются зеркала, статуи святых возносятся на небо, а у ласточек седеют крылья. Во всеобщем марше протеста принимают участие священники, полицейские, анархисты, поэты, масоны, идеи, ангелы и черти, люди и вещи. Не поддались панике только студенты, гробовщик и дворник - наименее причастные к нелепому обществу, которое неминуемо ждет гибель. Парадоксально-гротескная образность поэзии Галчиньского с годами становилась все более мрачной и пессимистической.

Более пяти лет Галчиньский провел в плену. После осво­бождения из лагеря, в апреле 1945 года, он возвращается к творчеству. Работал в популярном еженедельнике "Пшекруй", на страницах которого увидели свет его фельетоны и сати­рические миниатюры под общим названием «Театрик "Зеле­ный гусь"». Изданы сборники стихов "Заколдованная пролет­ка" (1948), "Лирические стихи" (1952), поэмы "Ниобея" (1951), "Вит Ствош" (1952).

Дальнейшее развитие реалистических тенденций заметно и в прозе начала века. Для нее характерно вторжение военной, революционной и в целом политической проблематики, поис­ки новых путей для наиболее адекватного выражения острых проблем. Проблематика романа расширена введением фило­софии и психологии, попыткой широко ставить проблемы "личность и мир", "человек и история".

Традиции Пруса и Ожешко следует Мария ДОМБРОВСКАЯ (1889-1965), автор сборников рассказов "Улыбка детства" (1923) и "Люди оттуда" (1925), основанных на впечатлениях от поль­ской жизни. Это рассказы о батраках начала века, сезонных ра­бочих, тяжелом изнурительном труде. Даже при трагическом фи­нале рассказы писательницы полны оптимизма и радости бытия. Важное место в отечественной и европейской прозе XX века за­нимает тетралогия М. Домбровской "Ночи и дни" (1928-1934). В ней, по собственному признанию, Домбровская продолжила традицию XIX века,"... проза которого гак великолепно умела связывать личную судьбу героя с жизнью его среды". На авто­биографическом материале и жизни своих родителей, на приме­ре хорошо известных писательнице человеческих судеб трех по­колений воссоздана польская действительность на протяжении полувека. Здесь и разложение дворянских усадеб, и сосланные в Сибирь участники восстания 1863 года, и социальные конфлик­ты перед первой мировой войной. На широком историческом фоне Домбровская проанализировала пути польской шляхты, кризис "политического романтизма", а также интерес молодого поколения к новым социальным идеям, революционные события и жизнь польской эмиграции.

Мастер социально-психологической прозы Зофья НАЛКОВСКАЯ (1884-1954) в романах начала века сосредоточила внимание на проблемах интеллигенции, особенностях жен­ской души ("Женщины", "Князь", "Ровесницы"). Появляется новый тип героини. Это - женщина активных гражданских устремлений, способная бороться за свои человеческие права и социальную справедливость. Традиционный любовный сю­жет обрамляет политическую проблематику в "Романе Терезы Геннерт" (1924). Писательница исследует реваншистские на­строения в среде польских офицеров, бывших легионеров, полицейские репрессии в Польше.

Социальные конфликты, тяжелое положение крестьянства стали темой романа Налковской "Недобрая любовь" (1928). Ис­тория несостоявшейся любви простой девушки, обманутой бари­ном, составляет основу романа "Граница" (1935). Интерес к жизни бедного и беззащитного люда - ремесленников, безра­ботных, прислуги, четко определенный антифашизм сближают позицию Налковской с позицией литераторов-коммунистов.

После второй мировой войны Налковская создает книгу "Медальоны" на материалах комиссии по расследованию пре­ступной деятельности нацистов (писательница была членом этой комиссии), а также политический роман "Узлы жизни", в котором анализировались "вторая Речь Посполита", миф о Пилсудском, режиме санации и его крахе.

Зофья Налковская часть жизни прожила в Гродно. Среди героев ее произведений немало белорусских крестьян. В Гродно на доме, где жила Налковская, открыта мемориальная доска, в университете - музей писательницы.

С пролетарских позиций оценивал прошлое и настоящее Леон КРУЧКОВСКИЙ (1900-1962). В романе "Кордиан и хам" (1932) дана широкая панорама жизни крестьянства в Ко­ролевстве Польском накануне восстания 1830 года, предпри­нята попытка пересмотреть роль шляхты в национально-освободительном движении. Роман "Павлиньи перья" (1935) с классовых позиций изображает жизнь галицийской деревни перед первой мировой войной. Антифашистская направлен­ность характерна для романа "Тенета" (1934). В послевоенных пьесах Кручковского "Возмездие" (1948) и "Немцы" (1949) находит отражение философский подход к недавнему про­шлому, которое писатель постигал как узник немецкого лаге­ря для военнопленных.