Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Польская литература - Стефан Жеромский

Стефан Жеромский
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Творчество Стефана Жеромского, начало которому было положено в последнем десятилетии прошлого века, формиру­ется и достигает расцвета в первой четверти века двадцатого. От первых опубликованных в 1889 году рассказов, посвящен­ных тяжелой крестьянской доле, писатель пришел к романам "Пепел" и "Бездомные", которым, по мнению критиков, суж­дено было стать "национальным романом", романом, "вос­создающим национальный характер на современном материа­ле". О таком романе мечтал писатель в студенческие годы, основываясь на классических принципах реалистического по­знания мира и подчиняя свое эстетическое кредо идее нацио­нального раскрепощения Польши. Он много читал Шекспира, Мицкевича, Золя, Мопассана, Тургенева, подробно разбирал произведения и своих старших современников - авторов, чьи демократические устремления его привлекали: Пруса, Ожешко, Сенкевича... Писатель Жеромский во многом предопределен своим жизненным опытам. Он на себе познал тяготы крестьянской жизни, испытал острую материальную нужду и душевную боль от униженности национального достоинства.

Стефан Жеромский родился в семье небогатой шляхты, окончил народную сельскую школу, учился в келецкой гимна­зии, а затем в Высшей ветеринарной школе в Варшаве, зарабатывал репетиторством, много ездил по стране. Уже в ран­них рассказах он чутко реагирует на социальные контрасты польской действительности ("Забвение", "Собачий долг", "Сумерки"), на проявление гражданского непротивления (одно время он был тесно связан с революционным движением), возрождает романтический образ народолюбца ("Доктор Петр"). Рассказы Жеромского, представившие "униженных и оскорб­ленных", принесли писателю европейскую известность.

В 1898 году вышла повесть Жеромского "Сизифов труд", автобиографичная в своей основе, посвященная теме сопро­тивления ассимиляторской политике русского царизма в Поль­ше. Показывая, как наставники гимназии и разнообразные типы приспособленцев на ниве образования борются за душу гимназиста Марцина Боровича, Жеромский делает вывод о никчемности их "сизифова труда". Более притягательна для молодежи "великая изгнанническая поэзия", патриотизм на­родного сопротивления, сводящий на нет усилия ассимиляторов.

В 1899 году выходит роман Стефана Жеромского "Без­домные", в котором впервые писатель исследует жизнь про­мышленных рабочих (предварительно писатель побывал на шахтах в Домбровском бассейне и металлургических заводах). Бунтарский пафос, глубоко реалистические мотивировки со­седствуют в романе с изображением страдания как извечного закона бытия и таинственного предначертания.

В классическую сокровищницу польской литературы во­шел исторический роман Жеромского "Пепел" (1904) - о трагедии шляхты, примкнувшей к походам Наполеона. Роман "Верная река" (1912) - о восстании 1863 года - сочетал дос­товерность исторических фактов и романтическую коллизию любви бедной шляхтянки Саломеи Брыницкой к раненому повстанцу, князю Юзефу. Трагическая судьба Эвы Побратынской, которую не спасает от морального падения ни искрен­ность, ни самоотверженная любовь, составляет основу романа "История греха" (1908). Изображение язв городской цивили­зации здесь отмечено модернистской поэтикой, хаотичной композицией, в целом концепцией безысходности и мрака.

В годы первой мировой войны Жеромский жил в Закопано и работал над трилогией "Борьба с сатаной" (1914-1919) It панорамным эпическим изображением предвоенной и воен­ной действительности. В трилогию вошли романы "Обращение Иуды", "Метель" и "Charitas". Символическое название трилогии соотносится с разными проявлениями зла, ко­торое преследует человека, - как внешнего, социального зла,

так и внутреннего, проистекающего из натуры человека. Ге­рой двух первых романов Рышард Ненаский напоминает шляхетных мечтателей-идеалистов из предыдущих книг Жеромского. Герой готов осуществить рискованные социальные программы, чтобы подорвать изнутри несправедливый обще­ственный уклад, однако программе освобождения рабочих мешают фанатически настроенные анархисты, и жизнь героя-романтика трагически обрывается. Третий роман показывает ужасы войны, жертвами которой становится мирное население.

Горький итог крушения надежд на гармонию "свобод­ного" Польского государства содержит роман "Канун весны" (1925). Выраженный в нем критический пафос по отношению как к империалистическим сторонам польской действительно­сти, так и к насильственным методам борьбы стал предметом острых дискуссий. Писатель так и умер с мечтою о Польше - стране свободных людей.