Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Чешская литература

Чешская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Концепция пролетарского искусства, занявшая сущест­венное место в чешской литературе начала века, наиболее полное теоретическое осмысление получила в статьях и стихах Иржи ВОЛЬКЕРА (1900-1924). Рано умерший от легочного заболевания, Иржи Волькер был одарен не только в литерату­ре, но и в музыке, изобразительном искусстве. Поэт вышел из группы "Деветсил", когда там наметился отход от принципов пролетарской поэзии, которым он следовал до конца.

Ранняя поэзия Волькера несет печать влияния Бодлера, Верлена, Ст. Пшибышевского. Радостная атмосфера, надежда на будущее характерны для первого сборника поэта "Гость на порог" (1921). Война и подъем революционного движения меняют пафос стихов Волькера. В его втором сборнике - "Час рожденья" (1922) усиливается социальная мотивирован­ность; здесь изображены тяжелые классовые конфликты, трагически отзывающиеся в судьбах рабочих. Жанр баллады наилучшим образом отвечает цели поэта - изображать не столько сами классовые противоречия, сколько их отзвуки в душах простых людей труда: таковы рабочий, потерявший здоровье и зрение ("Баллада о глазах кочегара"), молодые влюбленные, не имеющие права родить ребенка, любить и быть счастливыми ("Баллада о неродившемся ребенке").

Вступивший в 1921 году в коммунистическую партию, Волькер свой лирический дар самоотверженно посвятил борь­бе за будущее. Даже в жанре сказки поэт следовал этой цели ("О миллионере, который украл солнце").

Волькер становится широко известен как литературный и те­атральный критик, как теоретик пролетарского искусства, про­пагандист искусства классового и коммунистического, которое не только критикует действительность и рисует будущее, но и сражается за это будущее. Теория нового искусства была изло­жена в докладах Волькера и дискуссиях в прессе, которые вызва­ла его программная статья "Пролетарское искусство". Предло­женная Волькером концепция нового искусства, ориентиро­ванного на массу, как ни парадоксально, напоминала отдельные романтические лозунги, однако в отличие от романтизма, кото­рый считал прекрасным то, что недосягаемо, пролетарское творчество, оставаясь на этой земле, в этом мире, но видя его несовершенство, пыталось мир улучшить.

Имя Волькера, его творчество были широко известны в пролетарских кругах, взяты на вооружение марксистской кри­тикой и еще долго после смерти поэта оставались в центре острых споров.

Пролетарское искусство притягивает и прозаиков. Прежде всего это заметно на статьях, написанных по поводу обострения социальных конфликтов в стране в годы экономического кризиса. Ряд писателей в 1929 году посетили районы массовых забас­товок шахтеров. Публицистический пафос и социальность про­никают во многие романы, получившие известность в те годы. Среди них - "Лучший из миров" (1923) и "Шахтерская баллада" (1938) Марии МАЙЕРОВОЙ (1882-1967), "Анна-пролетарка" (1928) Ивана ОЛЬБРАХТА (1882-1952).

Глубокий анализ женской психологии, состояний девичьей души характерен для творчества Марии ПУЙМАНОВОИ (1893-1958), находившейся в начале творческого пути под сильным влиянием Марселя Пруста. Роман "Люди на перепу­тье" (1937) Пуйманова посвятила проблемам чешского проле­тариата и судьбам интеллигенции. Продолжением этого рома­на стала "Игра с огнем" (1948) - антифашистская книга, в которой беллетризованы события европейской истории три­дцатых годов, в том числе приход Гитлера к власти и Лейпцигский процесс с участием Димитрова. Завершением трило­гии стал роман "Жизнь против смерти" (1952).

Близка к авангардной поэзии проза Владислава ВАНЧУРЫ (1891-1942), врача по образованию и неутомимого художни­ка-новатора по призванию. Его удивительная метафорическая образность, построенная на сочетании лиризма и фольклора, реального и фантастического, игре со словом, проявилась уже в книге рассказов "Длинный, широкий и быстроглазый" (1924), составленной из переосмысленных старинных сказа­ний и преданий. В классику чешской прозы вошел роман Ванчуры "Пекарь Ян Маргоул" (1924), в центре которого не­легкая жизнь трогательного праведника и мечтателя, беско­нечно доброго и наивного Дон Кихота двадцатых годов.

Каждое новое произведение Ванчуры удивляло неповто­римой поэтикой, было оригинальным по жанровой палитре, языковым средствам и стилю. Таковы социальный роман "Поля пахоты и войны" (1925), сюрреалистический роман "Капризное лето" (1926), средневековая баллада о роман­тической любви дочери феодала и разбойника "Маркета Лаза­рева" (1931). Особая атмосфера прозы Ванчуры таилась в сти­хии комического, юморе, гротеске, виртуозном мастерстве стилизации и пародировании. В тридцатые годы Ванчура пи­шет сатирические романы "Конец старых времен" и "Три реки".

Вся проза Ванчуры пронизана патриотическими чувст­вами. Мысли о свободе чешского народа акцентированы в грандиозном замысле исторической эпопеи "Картины из ис­тории народа чешского", работу над которой прервал арест и казнь писателя в фашистском застенке.