Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Чешская литература - Карел Чапек

Карел Чапек
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Прозаик и драматург, философ и фантаст, издавший "Антрлогию французской поэзии нового времени" в собст­венном переводе, изобретатель слова "робот", Карел Чапек проявил себя в самых разных жанрах - от детских сказок и маленьких притч до социального романа, очерков и эссе.

Карел Чапек учился в Берлинском университете, в Сор­бонне, изучал философские науки, эстетику, изобразительное искусство и литературу. Стихи и статьи он начал писать с четырнадцати лет. Первые литературные опыты создавались вместе с братом Йозефом (1887-1945) - художником, авто­ром графических полотен, в том числе и серии ярко выра­женного антифашистского содержания, который погиб в кон­це войны в концентрационном лагере. Совместно братья написали рассказы, составившие позднее сборники "Сияю­щие глубины" (1916) и "Сад Краконоша" (1918).

Жанру рассказа Карел Чапек оставался верен всю свою жизнь. Он писал самые разнообразные, как правило, неболь­шие по объему, но глубокие по анализу состояния души и человеческих драм новеллы. Они согреты доброй улыбкой ав­тора и вниманием к самым, казалось бы, незаметным сферам бытия. В их основе захватывающий сюжет, часто детективный и пародийный ("Распятие", 1917; "Мучительные рассказы", 1921). Отточенной, специфически чапековской, формы малый жанр достигает в сборниках "Рассказы из одного кармана" и "Рассказы из другого кармана" (оба изданы в 1929 году). Па­радоксален рассказ "Голубая хризантема" - о поисках ред­кого цветка, в которых участвовали нанятые одержимым цве­товодом полицейские. Они прочесали всю округу, но не нашли так поразившие рассказчика цветы, увиденные им впервые в руках юродивой девочки. Причина неправдоподоб­ная и абсурдная; всех, оказывается, отпугивала надпись "ходить воспрещается", а хризантемы росли именно за ней на откосе. И только девочка, не умевшая читать, не поддалась этой надписи, имевшей магическую силу для всех остальных. И только она нашла редкую красоту.

Рассказы Карела Чапека имеют глубокий подтекст. Автор придает конкретному эпизоду или ситуации широкий ассо­циативный контекст, приглашает к размышлению о сложно­сти мира и многомерности человеческих страданий ("Трое", "Редкий ковер", "Поэт", "Гадалка"). Интерес к деталям, уме­ние вглядываться в окружающее человека пространство и ви­деть большое в малом, заурядном и повседневном характерны для новеллистики Чапека и соответствуют его философии. В основе ее - внимание к личности, толерантность и уважение к разным точкам зрения.

Чапек окончил философский факультет Пражского универ­ситета, был приверженцем релятивизма и прагматизма, разделял полигику президента Масарика, поддерживал его программу "малых дел". Основанная на патриотизме, эта программа ориен­тировала каждого на добросовестную работу на своем месте по­стоянно, каждый день. Философия Чапека основана на ценности каждой человеческой личности. Он выступал против любых форм насилия, призывал, чтобы каждый конкретный человек был "не средством, а целью". Все творчество Чапека - вопло­щение добра, моральности, желания защитить человеческую жизнь. На этом пути он обращался к социалистическим идеям, изучал программы коммунистов, однако не примкнул к ним. В статье "Почему я не коммунист?" он не соглашался с тем, что "бедняки - это класс". Он считал, что "это как раз люди де­классированные, выбитые из колеи и неорганизованные". Его настораживало в коммунистах именно то, что "коммунист не знает морали помощи и сочувствия страждущим... что он пропо­ведует устранение социального порядка, а не того ужасающего беспорядка, каким является нищета".

Чапек был глубоко убежден, что современному ему миру требовалась не ненависть, а, напротив, добрая воля и согла­сие. Писатель стремился к объединению человечества, и пре­жде всего средствами искусства и литературы. Философия Чапека отразилась в его прозе: трилогии "Гордубал", "Ме­теор", "Обыкновенная жизнь" (1933-1934), фантастических романах ("Фабрика Абсолюта", 1922; "Кракатит", 1924), пье­сах. Среди пьес особую популярность получила драма "R.U.R." (1920). В ней высказывалось предостережение от не контро­лируемого моралью научно-технического прогресса и впервые прозвучало слово "робот". В пьесе, в которой действовали как бы человеческие двойники, специально созданные наукой для выполнения тяжелой работы, речь шла не только об одном конкретном предпринимателе и компании "Россумские универсальные роботы". В ней поставлена общечеловеческая проблематика глобального значения. Таково художественное мышление Чапека, тяготеющее к притче во всех жанрах.

Сочетание гражданского и политического пафоса с поэтикой социально-фантастической сатиры характерно для романа Чапека "Война с саламандрами" (1936). На примере человеко­подобных саламандр, которых предприниматели стали использо­вать как дешевую рабочую силу, а те оказались слишком смыш­леными и захватили все водные просторы земли, писатель гово­рит об угрозе фашизма, надвигающейся войне и о тупости человеческой цивилизации вообще. Анализируя корни возникно­вения фашизма, Чапек исследует социальные механизмы буржу­азного предпринимательства, ради сиюминутной прибыли гото­вого поступиться отдаленными, пусть и роковыми, послед­ствиями. Аллегория "саламандры - фашизм" прозорлива и яв­ляется удачной основой антифашистского памфлета, в который перерастает роман к своему финалу. В палитре приемов автора широко представлены пародирование, гротеск, научная фанта­стика, антиутопия и документальная хроника.

Саламандры оказались удачным символом: они легко ко­пируют человека и проходят на страницах романа путь его цивилизации. Роман состоит из трех книг: "Andrias Scheuchzer!", "По ступеням цивилизации" и "Война с сала­мандрами". В них - путь от простейшей саламандры, которая первой начала говорить, до Верховного Саламандра, диктую­щего свою волю людям, - даже лексически его нервные речи напоминают одержимого фюрера. В романе осуществлен за­мысел автора - написать книгу о современности, о том, что угрожает человечеству. В ответах критикам Чапек не раз подчеркивал, что его роман - не утопия, не абстрактно-рациональная конструкция какого-то отдаленного будущего, а напротив - в нем отображена современность. В ней писатель находил универсальное дидактическое содержание.

Карел Чапек и сам стал своеобразной жертвой нацизма, не пережив последствий катастрофического для его страны со­глашения в Мюнхене. В последней пьесе - "Мать" (1938) он пытается пересмотреть свой добрый и ненасильственный гуманизм, признать необходимость активных методов борьбы с оружием в руках. В пьесе условная ситуация, условный город, на защиту которого Мать отправляет своего младшего сына, последнего оставшегося в доме мужчину, и отдает ему ружье погибшего отца. Надо вспомнить все творчество чешского прозаика, беспредельно любившего людей, служившего пре­красному и добру, автора замечательных детских сказок, муд­рых побасенок и апокрифов, чтобы понять, каким насилием над его убеждениями был финал пьесы "Мать".

Добрый садовник, каким любил изображать себя Чапек на трогательных своих рисунках, не пережил фашистские аван­тюры, не дожил до оккупации своего отечества. Он умер от простудного заболевания на Рождество тридцать восьмого го­да, оставив человечеству свою веру в добро и разум и свои сомнения. Его произведения вошли в сокровищницу мировой фантастики, сатирической литературы. Рассказы Чапека пуб­ликовались на белорусском языке в переводе Е. Курто и А. Можейко.