Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Словацкая литература

Словацкая литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Образование Чехословацкой республики способствовало интенсивному, развитию словацкого языка, национальной культуры. Открылся университет и национальный театр, возобновилась деятельность научно-просветительского центра Матицы словацкой, журнала "Словенске погляды" и других центров национального возрождения Словакии. Трагическим этапом в словацкой истории можно считать 1939-1944 годы, когда после раздела Чехословакии было создано Словацкое государство. Антинародная политика его правительства выну­дила словаков сражаться на стороне гитлеровского рейха. Все это нашло отражение в словацкой лиризованной прозе, в ан­тифашистской литературе.

Широкий размах в начале века принимает в Словакии движение молодой интеллигенции, которое выражает себя в разных программах, основанных на поиске новых путей раз­вития национального искусства, усвоении европейского опы­та, взаимодействии с чешской литературой. Складывается программа "Молодая Словакия" стараниями авторов одноимен­ного журнала, выходившего в двадцатые годы и сыгравшего существенную роль в формировании пролетарской литерату­ры. Определяется Словацкая модерна, в которой акцентирует­ся субъективное творчество, раскрытие психологии героев, сложная образность и символика. Ведущую роль в ней играла поэзия (Иван Краско, Иван Галл, Владимир Рой). Поэзия в целом имеет первоочередное значение; она активно использу­ется в национально-освободительной борьбе. В словацкой по­эзии сильны романтические тенденции, патриотическая тра­диция Яна Коллара, автора поэмы "Дочь Славы" (1824).

В начале века вышли сборники классика словацкой литера­туры Павола Орсага ГВЕЗДОСЛАВА (1849-1921) "Стихи биб­лейские" (1911) и "Кровавые сонеты" (1919). В последние годы жизни Гвездослав испытал творческий подъем, запечатлев воз­вышенно-торжественным слогом тернистый путь отчизны и ее "чудесное воскрешение". Дальнейшее развитие получает словац­кий реализм, имеющий глубокие корни в литературе прошлого века. В повестях и рассказах ТИМРАВЫ (Вожена Сланчикова, 1867-1951) созданы колоритные национальные типы и правди­вые жизненные сюжеты ("Урок жизни", 1902; "Великое счастье", 1906; "Без радости", "Деспот", "Тяпаки", 1914; "Ге­рои", 1918; "Все для народа", 1925). Для манеры Тимравы харак­терно описание провинциальной жизни, хранительницы нацио­нальных традиций и культуры, небогатых событиями будней. Писательница умела сочетать эмоционально-психологические конфликты с социальным анализом.

Янко ЕСЕНСКИЙ (1874-1945), автор поэтических сбор­ников "Стихи" (1905), "Из плена" (1918), "Стихи II" (1923), "После бури" (1932), сатирического романа "Демократы" (1934-1937), принес в литературу сочные краски жизни, вни­мание к будничным ситуациям и обыденным настроениям, острую наблюдательность, иронию. Тонкий мастер новеллы, он пишет в 1913 году "Провинциальные истории", которые приобретут репутацию одной из самых популярных книг в словацкой литературе. Участник первой мировой войны, на холившийся в плену в России, Есенинский оставил яркие анти­военные стихи, среди которых - "Генералам":

Стоять за родину всегда с восторгом и запалом солдатом - очень хорошо, но лучше - генералом.
Солдат от крови красен стал, брести в грязи не сладко. И красен также генерал - красна его подкладка.
Из тыщи гроз, из тыщи битв, когда дробятся скалы, бойцы приимут град и гром, блеск славы - генералы.
Над кем-то деревянный крест поставят без ограды, а генералу - крест на грудь и прочие награды.

(Пер. Д. Самойлова)

Мартин РАЗУС (1888-1937), поэт и прозаик, автор по­этического сборника "Камень на меже" (1925), исторических романов "Юлия" (1930) и "Наказ мертвых" (1936), соединил в своей судьбе пролетарское происхождение с призванием еван­гелического священника. Его творчество чутко реагировало на события общественной жизни, пытаясь осмыслить положение разных слоев словацкого общества в прошлом и настоящем, облегчить людские страдания.

Иван КРАСКО (Ян Ботто, 1876-1958) - самый значи­тельный поэт Словацкой модерны. В его поэтических сборни­ках "Nox et solitudo" ("Ночь и одиночество", 1909), "Стихи" (1912), продолживших романтическую линию, появились но­вые для национальной поэзии оттенки. В песнях, балладах, романсах Ивана Краско выражены переживания одинокого, надломленного субъекта, стремящегося к свету, к друзьям, таинственное начало, аллегорические образы. Есть в них и социальная конкретика, пафос борьбы за национальные права народа, и философские поиски смысла бытия. Творческим кредо поэта можно считать стихотворение "Мои песни":

Обыденность мне на душу легла, как на безмолвный дол седая мгла. 
Мне хочется, чтоб схлынула завеса, чтоб видеть гребень гор, и зелень леса, и белизну далекого селенья.
и синь небес, и ручейков кипенье, их брызги, блестки в беге торопливом, 
и мотылька в полете прихотливом, и пестрый луг, и тополь одинокий, что ввысь стремится к синеве далекой... 
Увидеть вновь шиповник над обрывом, распятье на кладбище молчаливом,..
Мне хочется, чтоб схлынула завеса.

(Пер. А. Ахматовой)

Поэтика Ивана Краско нашла продолжение в творчестве многих словацких поэтов второй половины века.

Ян СМРЕК (1898-1982) принадлежит к поколению, заявив­шему о себе в поэзии сразу же после образования независимой Чехословакии. Первый сборник стихов "Осужденный на вечную жажду" вышел в 1922 году и отразил интерес Смрека к интуити­визму Анри Бергсона, к символизму. Жизнерадостность нрава поэта находит воплощение в последующих сборниках - "Гало­пом скачущие дни" (1925), "Божественные узлы" (1929), "Только глаза" (1933). В интимных стихах, любовной и пейзажной лирике поэт удивил свежей образностью, чистой тональностью. Чувства, вечные как мир и осязаемые будто впервые, составляют основу "Баллады майской ночи", "Баллады цветущей черешни", "Сти­хов о красивой матери", поэмы "Поэт и женщина" (1934).

Ян ПОНИЧАН (1902-1978) - один из организаторов сло­вацкой революционной поэзии, участвовал в создании группы "Дав", объединившей литераторов-коммунистов, автор поэмы "Странный Янко", публицист, прозаик. Его эстетические взгля­ды формировались под воздействием чешской пролетарской ли­тературы, в частности поэзии И. Волькера. Для тональности и проблематики всего творчества Поничана характерно название разделов его поэтических сборников: "Песни жизни", "Песни крови", "Песни солнца", "Песни борьбы". Любовь к толпе, при­зыв разрушить костелы соответствуют его бунтарской поэзии, ее митинговым лозунгам и ритмам. Категоричность и пафос борь­бы, риторичность, вытесняющая лиризм, характерны для сбор­ников Поничана "Демонтаж" (1929) и "Ангара" (1934).