Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Болгарская литература

Болгарская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Услуги профессионального визажиста.

Разгром Болгарии, воевавшей в ходе первой мировой вой­ны на стороне Германии, резкое размежевание демократи­ческих и профашистских сил после Сентябрьского восстания 1923 года обусловили драматический выбор и в среде культу­ры, наличие разных эстетических тенденций, своеобразное сочетание в художественном творчестве экспрессионизма, ре­волюционной патетики и социальных идей.

В болгарской литературе были сильны традиции кри­тического реализма, в том числе Ивана ВАЗОВА (1850-1921), автора романов о жизни крестьянства, знаменитой нацио­нально-исторической эпопеи Под игом". В начале века скла­дывается программа болгарского символизма. Первоначально он проявился в поэзии Пенчо СЛАВЕЙКОВА (1866-1912) и Пейо ЯВОРОВА (1878-1914), позже Щ Н. ЛИЛИЕВА (1885-1960) и Гео МИЛЕВА (1895-1925).

Автор поэмы "Сентябрь" поэт Гео Милев, участник пер­вой мировой войны, был замучен в фашистском застенке. Поэт обладал разносторонними знаниями: изучал славянскую филологию в Софии, западноевропейскую философию в Лейпцигском университете. Поэтика экспрессионизма, образность Всрхарна, которого Милев переводил, ощутимы в его стихо­творных сборниках "Жестокий перстень" (1920) и "Иконы спят" (1922). Героико-романтическая поэма "Сентябрь" (1924) воспринимается как новый этап развития авторской индиви­дуальности поэта и как гражданский выбор. В контрастных образах и символах запечатлены в ней сцены борьбы восстав­ших народных масс, трагизм поражения, зверства фашистов. При этом поэт не теряет надежды на окончательную победу добра и справедливости. Для стиля поэмы характерны эпический охват событий, монументальная патетика, обоб­щенная образность Как при изображении конкретных персо­нажей, так и в символике Солнца, Зари, Мая.

В революционно-романтическом русле развиваются и по­эзия, и проза. В романах Георгия КАРАСЛABOВА (1904- 1980) "Дурман" (1938) и "Сноха" (1942) изображена широкая панорама жизни болгарского села; собственнчество, разлагющее нравственные устои, политическая борьба в годы эко­номического кризиса.

В болгарской литературе укрепляются позиции пролетар­ской эстетики, складывается социалистическое направление, чему немало способствовал подъем освободительной и антифашистской борьбы. Он определил идеологическую и политическую направленность литературы. Подавление Сентябрьского восстания изображено в романе Антона СТРАШИМИРОВА (1872-1937) "Хоро" (1926), палитра приемов которого включает сатиру, памфлет, экспрессионистические образы.

Активно приветствовал мировую революцию Христо СМИРНЕНСКИЙ (1898-1923), в поэзии которого сочетается романтизм и сатирическая направленность. Злободневная поли­тическая проблематика характерна для его стихотворений, пам­флетов, поэм, среди которых - "Красные эскадроны", "Да будет день!", "Зимние вечера". Экспрессивная поэтика, контрастность лирической и гражданственной образности сочетаются с фана­тической уверенностью в будущее, светлое и разумное:

Ночь чернотой своей пугает; ночь холодна, как лед, как смерть. 
Растерзана земная твердь и кровью жаркой истекает.
Сквозь жуткую ночную тень, сквозь слезы и кровавый гнет мятежный крик кругом встает: - 
Да будет день! Да будет день!

(Пер. С, Городецкого)

Творчество Христо Смирненского оказало существенное влияние на развитие болгарской революционной литературы.

Для реалистической прозы Ангела КАРАЛИЙЧЕВА (1902- 1972), автора сборников рассказов "Рожь" (1925), "Лживый мир" (1932), "Болгарская земля" (1939), "Исторические рассказы" (1939), характерны критический пафос и лирическая романти­зация, народное мироощущение, фольклорные мотивы.

Традиции народно-песенной поэзии оживают в лирике Елисаветы БАГРЯНЫ (1893-1991), первый сборник стихов которой "Вечная и святая" издан в 1927 году. Поэтесса глубо­ких чувств и дарования, она испытала влияние Блока, Гуми­лева, Ахматовой, которых читала в студенческие годы, изучая филологию в Софийском университете, а затем и переводила на болгарский. Любви и жизни, радости бытия и поиску своих корней посвящены поэтические сборники Багряны, вышед­шие в тридцатые годы, "Звезда моряка" и "Сердце челове­ческое". В стихотворении "Правнучка" поэтесса вспоминает истоки своей биографии, стучащую в висках "...темную пов­станческую кровь":

То она меня толкнет к краю пропасти, которая - любовь.
Потому, быть может, и люблю я код полями лебединый клич, голубую даль береговую, конский бег под хлопающий бич...
Пропаду ли, нет - сама не знаю! 
Только знаю, что и мертвой я восхвалю тебя, моя родная, древняя болгарская земля.

(Пер. М. Цветаевой)

Большое значение для развития национальной литературы имела историческая проза Стояна ЗАГОРЧИНОВА (1889- 1969): повесть "Легенда о святой Софии" (1925), переносящая читателя в VI век, во времена борьбы славян против Визан­тии; роман "День последний" (1932-1934) - о Болгарии XIV века, накануне турецкого нашествия.

Поэт, прозаик, драматург и общественный деятель Людмил СТОЯНОВ (1886-1973) под влиянием национальной катастрофы Болгарии - краха милитаристской политики ее правительства - пережил эволюцию сознания и творчества. Поиски новой художественной выразительности отразились в его поэтических сборниках "Святая святых" (1926), "Земная жизнь" (1939), в рассказе "Бич божий" (1927), романе "Холера" (1935) и в других ярких антифашистских произведениях.