Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Югославская литература

Югославская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Образование в 1918 году Королевства сербов, хорватов и сло­венцев (с 1929 года - Югославия) объединило славянские наро­ды, ранее терпевшие национальные притеснения в чуждых им империях. Духовную атмосферу развития литературы в этот пе­риод определяет осмысление уроков войны и русской революции, размежевание эстетических программ. Продолжают существовать символизм в Сербии, импрессионизм и натурализм в Словении и Хорватии, ощутимо и направление экспрессионизма, однако они находятся в продуктивном взаимодействии с реа­лизмом, в котором углубляется социально-аналитическое начало. Основу литературного процесса составляет поэзия, малые жанры и драматургия; заметных успехов достигает и жанр романа.

Словенский поэт Отон ЖУПАНЧИЧ (1878-1949) окончил университет в Вене, был директором Национального театра в Любляне. Начинал в русле Словенской модерны, испытал влияние декаданса. Темы отечества, закабаленного в империи, судьбы национального языка и культуры становятся главными в его сборниках стихов "Монологи" (1908), "На заре Видова дня" (1920), поэме "Дума". В Европе получил образование и другой словенский поэт - Иван ЦАНКАР (1876-1918), автор лирического сборника "Эротика", повести "Батрак Ерней и его право" (1907), драмы "Холопы" (1910). Военные впечат­ления легли в основу его цикла новелл и стихотворений в прозе "Видения" (1917).

Милош ЦРНЯНСКИЙ (1893-1977) - сербский писатель, следовавший авангардной поэтике сюрреализма. Учился в Белграде и Лондоне. Находился на дипломатической службе в Риме и Берлине. Дебютировал поэтическим сборником "Лирика Итаки" (1919). Впечатления от службы в австро-венгерской армии в годы первой мировой войны окрасили трагическим мироощущением все раннее творчество поэт Црнянский резко выступает против официальной лжи, против правительства, пославшего славян на братоубийственную вой­ну, лишившего их отечества. Роман "Записки о Чарноевиче" (1921) - это исповедь больного туберкулезом Петара Раича, человека, опустошенного войной, оторванного от родной почвы и потерянного. Война предстает в этой исповеди еще более чудовищно нелепой, чем в романе Барбюса "Огонь", с которым полемизировал Црнянский, не принимая как анти­эстетизм натуралистического описания войны, так и плакат­ную тенденциозность французского писателя. Жизнь несколь­ких поколений сербской семьи Исаковичей, поданная на материале европейской действительности XVIII века, положе­на в основу романа Црнянского "Переселение" (1929). Интровертной поэтикой известен "Роман о Лондоне" (1970.

Сербский драматург Бранислав НУШИЧ (1864-1938), ав­тор многочисленных драматических произведений, широко известных в мире, в двадцатые - тридцатые годы пишет но­вые сатирические комедии "Госпожа министерша" (1929) и "Покойник" (1937), в которых в острокарикатурной форме представлены нравственные пороки политических деятелей.

С творчеством Борисава СТАНКОВИЧА (1876-1927), ав­тора романа "Дурная кровь" (1910), связаны достижения со­циально-психологической сербской прозы.

Македонский поэт Кочо РАЦИН (1908-1943) известен как родоначальник новой македонской поэзии. В сборнике стихов "Белые зори" (1939) он пишет о тяжкой доле разоренных маке­донских крестьян, о труде поденщиков на табачных плантациях:

Как ожерелье на шею - каменное украшенье, так дни ложатся на плечи, бременем давят на плечи.
Дни мои, дни, вы, бедняжки, муки поденщика тяжки.

(Пер. Н. Глазкова)

Мирослав КРЛЕЖА (1893-1981) - хорватский поэт, прозаик и публицист. Начал с аллегорических легенд, написанных в экс­прессионистической манере ("Легенда", "Маскарад", 1914), по­том появились поэмы "Пан", "Три симфонии" (1917), циклы антимилитаристских новелл "Хорватский бог Марс" (1922), "Тысяча и одна смерть" (1933), драма "Голгофа" (1922), драма­тургический цикл об истории семьи Глембаи ("В агонии", 1928; "Господа Глембаи", 1928; "Леда", 1932). В тридцатые годы изда­ны романы Крлежи "На грани рассудка" и "Банкет в Блитве".