Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Американская литература

Литература США
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




США объявили о вступлении в первую мировую войну в ап­реле 1917 года, а участие в военных действиях приняли за не­сколько месяцев до подписания перемирия. Америка не воевала на своей территории, однако ее литература не прошла мимо "потерянного поколения". Проблемы, связанные с войной, па­фос войны, ее герои вошли не только в книги тех писателей, кто воевал на фронтах Европы, как Э. Хемингуэй, но и затронули более широкий круг авторов и произведений, переплелись с другими проблемами, специфическими для Америки, с темой больших денег в Америке двадцатых годов и крахом Американ­ской мечты. Война вызвала горечь и гнев, помогла прозреть и увидеть истинную цену вещей, ложь и придуманность офици­альных лозунгов. Война стала своеобразным университетом для юношей, отправившихся на европейский фронт, чтобы обрести мужество, и обретших прозрение.

Первая половина века оказалась плодотворной для разви­тия всех направлений в американской литературе, открыла имена Т. Вулфа, У. Фолкнера, Ю. О'Нила, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда, Д. Стейнбека. Их произведения упрочили европейскую известность и всемирный авторитет литературы США. Большой резонанс получила деятельность Джона Рида, издание в 1919 году его книги "Десять дней, которые потряс­ли мир". Эта книга принесла в Америку живое дыхание рево­люции в России. Престиж рабоче-крестьянского государства необычайно возрос после 1929 года, когда в результате краха на Нью-Йоркской бирже в Америке наступила "великая де­прессия" и на улицы вышли демонстрации безработных, по которым армия открывала огонь. В этот период в США было написано более 100 тысяч заявлений с просьбой переселиться в Россию. Американские литераторы создают клубы Джона Рида, ведут пропаганду революционной литературы, призывая к новому открытию трагической Америки обездоленных.

Тридцатые годы вошли в историю Америки как "красные тридцатые". По остроте социального, политического и эконо­мического кризиса они не имеют аналогии во всей двухсот­летней истории США. И хотя официально "великая депрессия" была прёодолена в 1933 году, ее присутствие в литературе вы­ходит за обозначенные пределы. Опыт тех тяжелых лет на­всегда остался в американцах как иммунитет против самодо­вольства, беспечности и душевного безразличия. Он лег в основу дальнейшего развития национальной формулы успеха, способствовал укреплению моральной основы американского бизнеса. Этот опыт придал "второе дыхание" школе кри­тических реалистов, ведущих традицию от "разгребателей грязи". На новом материале литераторы принялись тщательно расследовать Американскую трагедию, имеющую глубокие корни в национальном сознании.

Одним из первых тему Американской мечты и Американ­ской трагедии поднял Шервуд АНДЕРСОН (1876-1941), чей сборник новелл "Уайнсбург, Огайо" (1919) оказал влияние на все послевоенное поколение писателей Америки. Ш. Андер­сон написал об одиночестве и отчуждении "гротескных лю­дей" (по названию одного из рассказов сборника "Книга о гротескных людях"), чудаков, не укладывающихся в амери­канские стандарты, оказавшихся на обочине жизни. Андерсон написал немного, тем не менее его имя прочно вошло в исто­рию национальной литературы. Оно сопровождает биографии Хемингуэя и Фолкнера, получивших напутствие от старшего коллеги, помощника и учителя, которому, однако, досталось от учеников, не только многое перенявших у него, но и та­лантливо пародировавших его местами нарочитый сталь и слабые романы. Гертруда Стайн отмечала, что Шервуд Андер­сон не знал себе равных в передаче чувств при помощи синтаксиса, что всегда было характерно для американской литературы.

Первый американский писатель, удостоенный Нобелев­ской премии (1930),-Синклер ЛЬЮИС (1885-1951) считал началом своей литературной карьеры роман "Главная улица" (1920). Типичная для американской литературы тема - жизнь провинциального городка в "одноэтажной" Америке по­лучила в нем статус национальной болезни, название которой провинциализм и бездуховность. Городок Гофер Прери в шта­те Миннесота должен был, по замыслу автора, представить любой городок любого штата, а главная улица его - "это продолжение Главной улицы любого другого городка". Уд­ручающая жизнь провинции, торжество посредственности и самодовольства тем более очевидны, что показаны в воспри­ятии живого человека, молодой женщины Кэрол, приехавшей в Гофер Прери вместе с мужем, столь же заурядным и скучным, как и его родной городок. Кэрол пытается встрях­нуть жизнь городка, разбудить его обывателей добрыми ини­циативами, но безуспешно. Суровый приговор застою ума и захолустью чувств выносит "красный швед" Майлс Бьорнстам, социалист и бунтарь-одиночка.

Под влиянием романа Льюиса группа американских жур­налистов на основе изучения жизни средних городков Амери­ки и бесед с их жителями издала документальную книгу "Мидл­таун" (1921). Книга эта подтвердила диагноз, вынесенный пи­сателем, обратила внимание на патологическое восхваление патриотами всего американского, на чувство страха и подав­ленности обитателей: маленьких городков, вынужденных не­сти бремя "здорового американизма". Стандарты америка­низма в образе среднего дельца и стопроцентного патриота выведены в романе Льюиса "Бэббит" (1922), где продолжена проблематика "Главной улицы" на примере более крупного города и дельцов иного ранга - социального феномена "бэббитизм".

"Поэтический ренессанс" начала века представлен плея­дой талантов, возродивших американскую поэзию после "сумеречного периода", наступившего со смертью Уитмена. Это - реалистическое творчество, уходящее в фольклор, пы­тающееся осмыслить путь, пройденный Америкой за полстолетия после окончания Гражданский войны (1865), синтезирующее две ведущие традиции: уитменовскую и романтическую, иду­щую от Генри Лонгфелло и Генри Торо. Для американского реализма в целом характерно, что в нем продолжились гума­нистические и демократические искания писателей-романти­ков (Купер, Готорн, Мелвилл).

Беспрецедентный успех, многотысячные тиражи выпали на долю "Антологии Спун-Ривер" (1915), автором которой был один из самых ярких талантов реалистической поэзии Эдгар Ли МАСТЕРС (1868-1950). Обыденная жизнь ничем не примечательного городка на Среднем Западе и нескольких поколений разных его обитателей - от мэра и заправил биз­неса до бездомных бродяг и слуг-негров - предстала как пример неосуществившихся демократических идеалов. В кни­ге, состоящей из двухсот пятидесяти эпитафий, немало запо­минающихся драматических портретов, исповедальных моно­логов. Герои революции и просто рабочие, садовник и сель­ский художник, поэтесса и приказчик - далеко не все из них выдержали испытание пустой жизнью. В книге проявилось сатирическое дарование автора, тонкая ирония. В ней широко представлены документы и публицистика, что позволило соз­дать своего рода исторический слепок эпохи, предвосхитив­ший критический пафос книг Хемингуэя и Фитцджеральда, проблематику романов "Уайнсбург, Огайо" Ш. Андерсона и "Главная улица" С. Льюиса, пьесы "Наш городок" Т. Уайлдера.