Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Американская литература

Литература США
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




"Большим индустриальным поэтом Америки" назвал В. Маяковский Карла СЭНДБЕРГА (1878-1967), автора сборни­ков "Чикаго", "Сборщики кукурузы", "Дым и сталь" (1920), "Доброе утро, Америка" (1928), "Народ - да" (1936). В них выражены протест против угнетения и социальной несправед­ливости, цивилизации городов, монополии банков, призывы к народу солидаризироваться и бороться за свободу и челове­ческие права. Поэт активно участвовал в профсоюзном дви­жении, сотрудничая с редакциями радикальных журналов, близких пролетарской поэзии.

Традиции народной негритянской культуры ощутимы в по­эзии Ленгстона ХЬЮЗА (1902-1967), родившегося от негритян­ки и белого. Хьюз знал "черную" работу в прачечных Гарлема и ночном ресторане Парижа, окончил престижный Линкольнский университет, издал сборники стихов, новелл, публицистики и прозы, среди которых - "Усталые блюзы" (1926), "Хранитель мечты" (1932), "Шекспир в Гарлеме" (1942), "Билет в одну сто­рону" (1949), роман "Смех сквозь слезы" (1930), книга очерков "Негр смотрит на Красную Азию" (1934), вобравшая впечатления от годичного пребывания в СССР, автобиографическая проза "Большое море" (1940) и "Брожу по свету удивляясь" (1956).

В русле реалистической традиции развивается поэзия Роберта ФРОСТА (1874-1963) на протяжении всего творческого пути поэта - от первого сборника "Воля мальчика" (1913), во многом романтического по тональности, и книг "К северу от Бостона" (1914), "Просвет в горах" (1916), подробно иссле­дующих патриархальный уклад жизни фермеров на фоне об­щественного кризиса и утраченной идилличности, до стихов сборника "Дерево - свидетель" (1942).

Освобождение литературы от стандартов реализма и эпи­гонства романтиков дало интересные плоды на американской почве и отразилось, в частности, в "европейской школе аме­риканского модернизма". Ее главная миссия состояла в пере­несении модных европейских открытий на американскую почву. Школа американского модернизма сложилась во Фран­ции усилиями американских художников, предпринимавших паломничество из Нового Света в Старый, к родникам его интенсивной культурной жизни. В Париже была достаточно большая колония американских интеллектуалов. На первых порах они находили поддержку у Гертруды СТАЙН (1874- 1946), о которой неоднократно вспоминали Фитцджеральд и Хемингуэй. Гертруда Стайн прожила в Париже более сорока лет и была известна не столько романами ("Становление аме­риканцев", 1925) и пьесами, абстрактными и бессюжетными, основанными на "автоматическом письме", сколько активной литературно-критической и меценатской деятельностью. Стайн разработала теоретические аспекты "европейской школы аме­риканского модернизма". Принципы, изложенные ею в рабо­тах "Как писать" (1931), "Автобиография Алисы Токлас" (1933), "Повествование: четыре лекции" (1935), теория "продолжен­ного настоящего" и словесные эксперименты в собственной творческой практике созвучны поискам многих школ и напо­минают "подтексты" Хемингуэя и современный "театр абсурда".

Наиболее характерные представители американского модернизма - Эзра Паунд и Томас С. Элиот, Эдуард Э. Каммингс, чей фронтовой опыт составил книгу "Огромная камера" (1922), и Генри Миллер - художнику, как видим, достаточно разные. Американский модернизм отличают отчаяние и ужас перед прогрессом технократической цивилизации, пора­бощавшей человека, и как следствие желание построить эли­тарную башню для художника, противостоящего парадоксам цивилизации.

Трагична личная и творческая судьба лидера модернист­ского направления в США Эзры ПАУНДА (1885-1972), Он родился в штате Айдахо, преподавал французский и испан­ский языки, довольно негативно относился к американскому образу жизни. Это и стало, наряду с проявленным еще в годы учебы в университете серьезным интересом к романскому средневековью, одной из причин, почему Паунд покидает Америку. Он странствовал по Европе, двенадцать лет прожил в Англии, где много сделал для развития поэзии имажизма как критик и редактор журналов и антологий. В Европе ликуются его первые поэтические сборники, среди которых "A Lume Spento" ("При угасшем свете", 1909).

Напало двадцатых Паунд прожил в Париже, затем жил в Италии и отказался выехать из неё в 1941 году, признав фашист­ское правительство. Он выступал в пропагандистских передачах, восхвалял Муссолини Как защитника "подлинно всенародной демократии". После войны Паунд был арестован. Ему грозила смертная казнь. Поэт содержался поначалу в лагере для нацист­ских преступников под Пизой, где написал стихи, составившие сборник "Пизанские песни", потом тринадцать лет провел в лечебнице для душевнобольных в Америке, а затем по ходатайст­ву известных итальянских антифашистов и американских деяте­лей кулкгуры, в том числе Хемингуэя, был освобожден и послед­ние годы доживал в Италии, в местечке Рапалло.

Более полувека Паунд работал над своей знаменитой не­оконченной эпической поэмой "Cantos" ("Песни", 1917- 1968), в которой отразилась эволюция его как идеолога и тео­ретика модернизма. Она началась с разочарования в амери­канской эстетике машин и "фарфоровых ванн" и обвинений в аморальности всякой плохой поэзии, а закончилась провоз­глашением "надмирных" идеалов, концепции творца как доб­ровольного изгнанника, противостоящего обществу и фашиз­му. Стихи Паунда нередко представляют собой имитации стилей поэтов античности, древнего Китая, средневековья (сборник "Маски", 1912; "Старый Китай", 1915), которых Паунд много переводил. Возрождение старых доренессансных традиций, по мысли Паунда, должно было избавить от "ро­мантизма, гуманизма и индивидуализма". Его "элитарная тео­рия" (А. Зверев) базировалась на увлечении древней вос­точной лирикой, на философских идеях Конфуция. Паунд ввел в английскую поэзию сугубо японские размеры танки и хокку; на принципе древних эпических поэм построены и "Cantos".

Американцы, проходившие свои университеты на Мон­мартре, собирались в уютных кафе, где встречалась и работала богема, на выставках импрессионистов и постимпрессиони­стов. Атмосфера Парижа тех лет - Мекки художников всего мира, в том Числе и американских, воссоздана в замечательной книге Э. Хемингуэя "Праздник, который всегда с тобой". Другим предстает Париж в романах Г. Миллера.

Генри МИЛЛЕР (1891-1980) родился в семье выходцев из Германии, сменил много профессий. Тридцатые годы провел в Париже, где и вышли романы трилогии "Тропик Рака" (1934), "Черная весна" (1938), "Тропик Козерога" (1938). Этим книгам сопутствовал скандальный успех. В США они были запрещены по причине безнравственного изображения сексуальных отношений и обилия непечатных слов.