Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Американская литература

Литература США
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Автобиографические эпопеи Вулфа сравнивали с романа­ми Пруста и Фолкнера. На его повествовательную манеру по­влиял "Улисс" Джойса, об увлечении которым писатель гово­рил неоднократно. Проза Вулфа почти бессюжетна, пунктир фабулы едва намечен. Автор сосредоточен на исследовании внутреннего мира героев, переживаний, гипертрофированных чувств, жизни как таковой, свободно ложащейся на страницах его романов в "потоках сознания", внутренних монологах, неповторимых и уникальных. Все это дало основание С. Льюису в своей Нобелевской речи в 1930 году поставить ро­ман "Оглянись на дом свой, Ангел" в ряд лучших произведе­ний американской литературы, отметив в нем раблезианскую радость жизни.

Тридцатые годы, как уже отмечалось, революционизирова­ли американскую литературу, развили в ней тему борьбы и социалистических преобразований: наряду с пролетарской по­эзией складывается пролетарский роман, литература о негри­тянских проблемах, романы, предупреждающие об угрозе фа­шизма в Америке ("У нас это невозможно" С. Льюиса, 1935). Создается Лига американских писателей, организовавшая конгрессы в 1935 и 1937 годах. Среди американских добро­вольцев, воевавших в Испании в рядах батальона имени Лин­кольна, были литераторы, журналисты, университетская про­фессура. Большую популярность приобретают в эти гады мобильные очерковые жанры, репортажи."Усиливается в литературе социальный анализ, изображение пробуждения клас­сового сознания масс, стачечной борьбы, складывается социа­листическая литература. Близки ей книги негритянского писа­теля Ричарда РАЙТА (1908-1960), получившего известность благодаря сборнику рассказов "Дети дяди Тома" (1938) и ро­ману "Сын Америки" (1940). Тяжелое положение сезонных рабочих и негров на Юге США показано в ранних рассказах Эрскина КОЛДУЭЛЛА (1903-1987), изданных в сборниках "Мы - живые" (1933) и "Южные привычки" (1938). После выхода романов Колдуэлла "Табачная дорога" (1932) и "Акр господа бога" (1933) критика, по словам У. Аллена, увидела в их авторе Гоголя "бедных белых" американского Юга.

Эпилогом и завещанием тридцатых годов стал роман "Гроздья гнева", появившийся в 1939 году и мгновенно завое­вавший читателя. Его автор Джон СТЕЙНБЕК (1902-1968), лауреат Нобелевской премии 1962 года, тогда снискал извест­ность книгами, в которых развенчивался ореол Калифорнии как земли обетованной, куда стремились разорявшиеся фер­меры и сезонные рабочие со всей Америки.

Джон Стейнбек родился в Калифорнии и с любовью рас­сказал об этом благодатном крае и воспоминаниях детства в сборнике рассказов "Райские пастбища" (1932) и повести "Квартал Тортилья Флэт" (1935). Хорошо зная цену подне­вольного труда на благодатных долинах и плантациях, писа­тель показал трудный и неустроенный быт переселенцев, се­зонных рабочих, которых забрасывал в этот край поТиск заработка на хлеб насущный. Теряя последнюю надежду, до­веденные до отчаяния, сборщики фруктов и овощей начинают бороться за свои права, организуют стачки против обманы­вающих их предпринимателей, как это делают герои романа "И проиграли бой" (1936).

"Гроздья гнева" - национальный эпос, в котором рассказана история одной фермерской семьи из Оклахомы. Рассказана как трагедия тысяч семей в период постигшего их бедствия. Джоуды погружают свои нехитрые пожитки в старенький автомобиль и направляются на Запад. Как и другие переселенцы из централь­ных штатов, которых погнала в Калифорнию засуха, превратив­шая их поля в пыльные тучи и оставившая без крова и пищи, семья Джоудов проходит свой путь разочарованиям Дорога в страну надежды, какой представлялась Калифорния, становится стержнем повествования и композиции романа, определяет его жанровые особенности как "романа дороги" с линейной компо­зицией. В тридцати главах романа чередуются эпизоды эпи­ческие и лирические, общие и частные.

Действие разворачивается медленно. Путешествие ослож­няется болезнями, смертью престарелых, поломкой старого грузовика. Семьи Джоудов и Уилсонов несут в себе боль, страда­ния и надежды обездоленных и незащищенных простых арен­даторов. Лагерь переселенцев, которым встречает их Кали­форния, далек от их надежд, от мечты о лучшей жизни. Джоудов ждут унизительные поиски работы, стычки с поли­цией. Несправедливость преследует Тома Джоуда подобно ро­ку. Символическое название романа выразило не только со­циальный протест и трагическую судьбу, но и стремление автора дать биологический срез событий, проверить натурали­стические мотивировки.

Цельный пласт произведений в американской литературе со своей проблематикой, героями, художественными особен­ностями получил название Южноамериканская школа. Это прежде всего книги, созданные в южных штагах, о проблема­тике жизни в южных штатах. Вместе с тем это особый тип мироощущения и особая культура, выросшая на идеологии плантаторского Юга. Одна стилевая тенденция этой литера­туры идеализирует жизнь в южных штатах до поражения в Гражданской войне: здесь - патриархальный уклад, предан­ные черные рабы и добрые белые хозяева. Другая - показы­вает бесчеловечную суть рабства и трагедию капли "черной крови". Южноамериканский роман, с которым связаны имена таких писателей, как У. Фолкнер, Ш. Андерсон, Э. Колдуэлл, У. Стайрон, Р. П. Уоррен, имеет свою мифологию, в центре которой комплекс "вины Юга", своих героев и свою романтику.

Выдающимся романистом Южноамериканской школы яв­ляется, по мнению Фолкнера, Карсон МАККАЛЛЕРС (1917-1967). Писательница дебютировала романом "Сердце - одинокий охотник" (1940). В 1951 году появилась ее "Баллада о невеселом кабачке", посвященная нравам фабричного го­родка в штате Джорджия.

На юге Америки, в Атланте, жила Маргарет МИТЧЕЛЛ (1900-1949). Она не была профессиональной писательницей, написала единственный роман "Унесенные ветром" (1936), остающийся бестселлером до сих пор. Он переиздается на многих языках мира; пишутся продолжения и вариации этого романа; на экранах мира триумфально прошел фильм, снятый по роману, с участием выдающейся актрисы Вивиен Ли. Роман привлекает читателя жесткой интригой и динамичным сюжетом (война, разорение имения, любовь Скарлетт О'Хара). характером сильной женщины, движимой инстинктом выжить любой ценой. Все "это рождено "южным мифом", воспоминаниями о Гражданской войне, которые Митчелл слышала с детства.

Популярная, или массовая, литература, появившаяся на американской почве, имеет свою специфику. Она отличается прежде всего романтизацией экзотического континента, ин­дейской проблематики. Среди получивших наибольшую из­вестность писателей - Эдгар БЕРРОУЗ (1875-1950), автор знаменитой серии романов о Тарзане, двух серий научно-фантастических романов о полетах на Марс и путешествии в вымышленную страну. Первый роман из серии о Тарзане - "Тарзан среди обезьян" - издан в 1914 году, последний - "Тарзан и сумасшедший" - уже после смерти авторов 1964 году. Всего в cepрии около тридцати книг, средних по художе­ственному уровню, в которых повествуется о мальчике, вы­росшем среди зверей в джунглях. Достаточно банальные кол­лизии и ситуации, однако не лишенные юмора и занимательности. Широкому внедрению этих книг в массовое сознание способствовала популярная киноверсия.

Американская драматургия первой половины века пред­ставлена пьесами Т. Уайлдера, Лиллиан ХЕЛМАН (1905- 1984) "Настанет день" (1936), "Лисички" (1939), Уильяма САРОЯНА (1908-1981) "В горах мое сердце" (1934)#"Путь ва­шей жизни" (1939).