Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Американская литература - Томас Стернз Элиот

Томас Стернз Элиот
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Выходец из Америки, Томас Стернз Элиот жил в Европе и в 1927 году принял английское подданство. Он был близок к "европейской школе американского модернизма". Первая книга Элиота "Пруфрок и другие наблюдения", опубликован­ная в 1917 году, явилась откликом на войну, хотя в ней и нет конкретного отражения военной действительности. В 1922 году была опубликована поэма Элиота "Бесплодная земля", посвященная Э. Паунду, - своеобразный манифест модер­низма. Известный английский литературовед А. Л. Мортон сказал о восприятии поэмы своим поколением тогда, в два­дцатые: "...мы нашли в поэме необыкновенно сильное выра­жение всего, что наиболее ужасало нас в современном мире: с одной стороны, ощущение его убожества, а с другой - его непрочности и царящей в нем анархии, которую мы чувствовали, быть может, даже слишком сильно".

Давно уже исследования, посвященные творчеству Элиота, превзошли по объему все им написанное, хотя наследие по­эта, лауреата Нобелевской премии (1948), кроме поэм и сти­хотворных сборников, включает огромную эссеистику, более четырехсот литературно-критических работ. Поэмы Элиота "Бесплодная земля" и "Полые люди" (1925) принадлежат к значительным достижениям англоязычной поэзии XX века, имеют многочисленные истолкования и прочтения. Элиот - реформатор английской поэзии и ее теоретик - обновил по­лузабытую традицию так называемой "метафизической шко­лы" XVII века (статья "Метафизические поэты", 1921), рас­ширил представления о возможностях поэтического искусства.

Собирательным и чрезвычайно емким у Элиота стал образ "бесплодной земли". Это - Англия, Европа, рушащийся на глазах повествователя Лондонский мост и вся планета, вся цивилизация, задохнувшаяся в выхлопных газах транспорта и орудий уничтожения человека на войне. Это - страждущая душа человека, для которого нет обновления даже весной» и радостный месяц апрель у Элиота - "беспощадный месяц", который "выводит сирень из мертвой земли". Миф о "бесплодной земле" ассоциировался, как отмечает Мортон, с бытовавшими в первобытном обществе ритуальными моле­ниями о дожде и плодородии.

Поэма Элиота выражает катастрофические предчувствия Поэта, которому не на что надеяться: Земля во власти бес­сильного короля, никем не управляема, а то, что произошло в Восточной Европе (по мнению Мортона - отклик на Ок­тябрьскую революцию), описано в пятой главе поэмы "Что сказал гром" как полная разруха:

Кто эти, спрягавшиеся лица, ордами
Кишащие в степи, в земли провалах 
До плоских горизонтов?

(Пер. И. Романовича)

В поэме много мотивов, аллюзий, образов, почерпнутых из христианской, восточной и античной мифологии. В ней соседст­вуют реалии разных эпох, переплавленные в современный миф о болезни, старости и закате цивилизации, о поругании и осквер­нении. Для Элиота оказались важны мифы, собранные англий­ским ученым Джеймсом Фрезером в фундаментальной моногра­фии "Золотая ветвь", посвященной исследованию магии и религии.

Поэма состоит из пяти частей: "Погребение мертвого", "Игра в шахматы", "Огненная проповедь", "Смерть от воды", "Что сказал гром". Центральный персонаж поэмы, Король-рыбак, знаком по легендам о Святом Граале. Образная систе­ма и символы поэмы Элиота не поддаются конкретному прочтению. В ней царит свободная ассоциативность, предпо­лагающая субъективность восприятия. Многие образы транс­формируются один в другой, вытекают один из другого, ме­няя на наших глазах очертания. Они ирреальны и призрачны, как Кумекая Сивилла, испросившая у Аполлона столько лет жизни, сколько пылинок уместится в ее ладони, но позабыв­шая испросить и вечную молодость. Иссохшая и безобразная, она умещается в бутылке (эпиграф к поэме и строка: "Я по­кажу тебе ужас в пригоршне праха").

Жизнь как процесс умирания, мотивы смерти и гибели довлеют над бытом современных служащих, вернувшихся вечером домой, и бытием человеческим как мифом. Вся лек­сика поэмы чернеет трауром. О ее общем настроении свиде­тельствует каждая строка:

Милая Темза, тише, не кончил я песнь мою, 
Милая Темза, тише, ибо не громко я и не долго пою. 
Ибо в холодном ветре не слышу иных вестей. 
Кроме хихиканья смерти и лязга костей.

(Пер. А. Сергеева)

Вот пример видения в стиле Босха, любимого художника Элиота:

С ее волос распущенных струится
Скрипичный шорох колыбельный звук
Нетопырей младенческие лица
В лиловый час под сводом крыльев стук
Нетопыри свисают книзу головами
И с башен опрокинутых несется
Курантов бой покинутое время
И полнят голоса пустоты и иссякшие колодцы.

(Пер. А. Сергеева)

В последующих произведениях Элиота - поэмах "Полые люди" и "Пепельная среда" (1930) - мотивы отчаяния окраше­ны религиозным мистицизмом; поэт уходит в англокатолицизм. Его поэзия - своеобразный современный апокалипсис, не по­зволяющий человеку тешить себя ни иллюзиями, ни надеждами:

Мы полые люди, 
Мы чучела, а не люди
Склоняемся вместе - Труха в голове, 
Бормочем вместе тихо и сухо, 
Без чувства и сути, 
Как ветер в сухой траве 
Или крысы в груде 
Стекла и жести.

(Пер. А. Сергеева)

Иным - классическим и традиционным - предстает Эли­от в аллегорическом жизнеописании животных, стилизован­ном под "лепые нелепицы" и лимерик, - научном трактате "Старый Опоссум. Практическое котоведение" (1939), в сбор­нике из четырнадцати стихотворений, по которому поставлен известный мюзикл "Кошки".