Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Американская литература - Уильям Фолкнер

Уильям Фолкнер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Уильям Фолкнер - автор серии романов о Иокнапатофе, исследователь сноупсизма как разрушительного инстинкта агрес­сивности и накопительства в специфически американском вари­анте, родоначальник новой традиции в мировой литературе. В Нобелевской речи (1949) Фолкнер отнес себя к единственной школе, которую он признавал, - школе гуманистов и призвал собратьев по перу "убрать из своей мастерской все, кроме старых идеалов человеческого сердца - любви и чести, жалости и гор­дости, сострадания и жертвенности, - отсутствие которых выхо­лащивает и убивает литературу". Фолкнер создал роман поли­фонической структуры, со своим суверенным временем и конкретным пространством, в котором легко узнаются родные его места - городок Оксфорд, округ Лафайет в штате Миссиейпи, где писатель родился и жил. Штат Йокнапатофа стал в прозе Фолкнера универсальной моделью для познания человека в его борьбе с самим собой и своей природой, в его величии и слабо­сти, человека и окружающего его мира, который он сам создает и от которого страдает. По внешним признакам романы Фолк­нера региональны, они воссоздают жизнь Юга Америки, где пи­сатель довольно уединенно прожил всю свою жизнь. В то же время, как он сам заметил, созданный им мир - это "своего ро­да краеугольный камень вселенной: если его убрать, вселенная рухнет".

Фолкнер не получил систематического образования и только два семестра проучился в университете штата Мисси­сипи. Работал на почте, железной дороге, плотничал. Став известным писателем, он любил называть себя фермером, ко­торый пишет в свободное от работы время. Разыскивавшие его журналисты часто заставали его на мини-тракторе. Фолк­нер занимался самообразованием. Во время беседы с препо­давателями американской литературы в Токио в 1955 году он назвал книги, которые являются у него настольными. "Обычно, - сказал он, каждый год я перечитываю "Дон Кихота". Читаю "Моби Дик" раз в четыре или пять лет.

Читаю "Мадам Бовари", "Братьев Карамазовых". Раз в десять или пятнадцать лет перечитываю Ветхий завет. У меня есть полный Шекспир в одном томе: я ношу его с собой и почти все время читаю оттуда понемножку. Почти каждый год чи­таю что-нибудь Диккенса и, тоже чуть не каждый год, что-нибудь Конрада". Фолкнер написал девятнадцать романов, множество рассказов, два сборника юношеских стихов, книги очерков, эссе. Первый его роман "Солдатская награда" (1925) причислил автора к писателям "потерянного поколения", хотя отрицание войны у Фолкнера, не побывавшего на фронте, перекрывалось изображением страданий покалеченного лет­чика, слепнущего и теряющего память.

Округ Йокнапатофа, имеющий свою историю, постоянных обитателей, продолжателей одних и тех же родов - де Спейнов, Компсонов, Сарторисов, Сноупсов, свою географическую карту и единственного владельца - писателя Уильяма Фолкнера, впервые предстал в романе "Сарторис" (1929), чтобы в после­дующих книгах саги быть досконально исследованным на при­мере непростых, уникальных и в то же время в чем-то похожих судеб человеческих; Как и Фолкнер, имевший прадеда-плантатора, который воевал в Гражданскую войну на стороне южан, все персонажи саги - с Юга Америки, к которому у пи­сателя было неоднозначное отношение. "Я люблю его и нена­вижу, - писал он. - Некоторые явления там я вообще не при емлю, но я там родился, там мой дом". Юг Америки - это более двух веков рабства, это мир расколотый, подобно Иокнапатофе ("расколотая земля"), это капля черной крови, за которую могут преследовать и сжечь на костре, как это сделали с Джо Кристмасом из романа "Свет в августе" (1932). Трагическая жизнь фер­меров предстает в романе "Когда я умирала" (1930) в судьбе Эд­ди Бандрем, умирающей без медицинской помощи, познавшей в жизни изнурительный труд и так мало радости. Выполняя волю покойной, ее муж и дети везут гроб с ее телом в столицу штата Джефферсон, проходят испытания водой и огнем и на девятый день предают прах земле. Путь их поистине крестный, и, чтобы добиться масштабности в его изображении, Фолкнер ведет пове­ствование от имени пятнадцати персонажей, разбивая книгу на пятьдесят девять фрагментов, каждый из которых дополняет мо­заичную картину жизни фермерского Юга.

Семейству Сноупсов посвящена трилогия "Поселок" (1940), "Город" (1957), "Особняк" (1959), входящая в сагу о Йокнапатофе, Сноупсы приезжают в заброшенный поселок Французова Балка, где лучшие земли и власть принадлежат Билу Уорнеру, и скоро прибирают все к рукам. Особенно преуспевает Флем Сноупс, для которого накопительство - единственная и всепогло­щающая страсть, переходящая в инстинкт. Он женится на дочери Уорнера, не зная, что такое любовь, и, будучи импотен­том, спекулирует на чувствах жены и дочери, чтобы присвоить доставшееся им наследство. Затем он переезжает в Джефферсон, арендует домик на окраине, становится совладельцем ресто­ранчика, а через восемнадцать лет - президентом Торгово-Земелъного банка и после самоубийства жены обосновывается в особняке, принадлежавшем изгнанному им в итоге нечестной сделки Манфреду де Спейну. Здесь, в особняке, он будет убит Минком Сноупсом, тридцать восемь лет просидевшим в тюрьме и не простившим богатому родственнику безучастного к себе отношения.