Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Латино-Американская литература

Латино-Американская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Культурно-историческая и литературная панорама Латинской Америки пестра. Она включает в себя разные культурные зоны: ибероамериканскую (испаноязычную, португалоязыч­ную), индоамериканскую, афроамериканскую, креольскую. Это литература многих стран, имеющих этнические различия и свою историю: Бразилии, говорящей на португальском язы­ке, Перу, Эквадора, Мексики с преобладающим индейским населением, Кубы, Венесуэлы, где доминирует африканский культурный элемент, и Чили, где он полностью отсутствует, стран Ла-Платы (Аргентина, Уругвай, Парагвай), позднее других подвергшихся колонизации и более ориентированных на европейскую культуру. Это континент, где встречаются все эпохи, где сплавляются разные этносы. Континент, имеющий своеобразную культуру, в чем-то уникальную проблематику и поэтику, которую называют "магической" и в которой с тече­нием времени все больше стали преломляться проблемы всего человечества.

Литература Латинской Америки познала доколониальный, колониальный и постколониальный периоды развития. Если на Севере и в Центральной Америке испанский колорит наложился на богатое культурное наследие инков, ацтеков и майя, то на Юге страны оттеснение аборигенов привело к об­разованию как бы пустого пространства. Экспансия США оп­ределила антимилитаристскую направленность в литературе Латинской Америки. Мексиканская революция 1910-1917 го­дов против тридцатитрехлетней диктатуры Диаса оказала влияние на весь континент. Гражданские войны, иностран­ные интервенции, "генеральские" перевороты - все это со­путствует национально-освободительной борьбе, борьбе за независимость и социальные права. Большой резонанс имело восстание демократического офицерства в Бразилии в 1922-1924 годах с легендарным походом Колонны под руководством Престоса по всей стране. В 1929-1930 годах здесь прокатился кризис, в результате которого усилились диктаторские режимы, в ряде стран связанные с доморощенным фашизмом.

Отдельные национальные литературы Латинской Америки отпочковывались от испанской и португальской, переживали длительный путь становления. Наиболее полно национальное своеобразие художественной литературы всего континента и отдельных его составляющих проявилось в XX веке, когда всему миру стали известны имена Габриэлы Мистраль и Пабло Неруды, Жоржи Амаду и Хорхе Луиса Борхеса.

В литературе Латинской Америки отражена ее история и специфическая тематика: "зеленый ад" тропических лесов (сельвы); изнурительный труд на плантациях какао; контра­сты жизни больших городов-спрутов (Мехико, Буэнос-Айрес, Рио); открытость или герметичность географического поло­жения и культурной жизни; борьба за власть; насилие и оди­ночество; революции и классовое неравенство.

Путь этой литературы лежит от ученичества и подражания Европе - к созданию своей самобытной и неповторимой культуры, от романтической экзотики - к глубинному пости­жению латиноамериканского феномена, его национальной уникальности и общечеловеческой сути.

Разные тенденции, группы, жанры и манифесты развива­ются в литературах Латинской Америки: от кубинского "миноризма" (радикальная политическая и эстетическая про­грамма, провозглашенная группой молодых литераторов, вы­ступивших против диктатур, за пересмотр лживых ценностей) до негристской и социальной поэзии; от "северо-восточного" романа в Бразилии до "индианистского романа" в Мексике; от коплас (куплеты) и "корридо", традиционных форм мекси­канской народной поэзии и ритмов "сона" у Гильена до эли­тарно-рафинированного стиля Борхеса и вулканической по­эзии Пабло Неруды.

Авангардные тенденции возникают в литературах Латин­ской Америки под европейским влиянием и складываются также в разных модификациях и формах: "вангуардизм" на Кубе, "эстридентизм" в Мексике, "креасьонизм" в Чили, "ультраизм" в Аргентине. Это - экспериментаторская поэзия, близкая к программам "чистого искусства", пронизанная фи­лософией трагического века; большое внимание в ней уделя­лось формальным поискам.

Одним из основоположников испано-американского мо­дернизма считают никарагуанского поэта Рубена ДАРИО (1867-1916). Мировая известность пришла к нему с выходом стихов и прозы еще в последней четверти девятнадцатого ве­ка. В 1905 году издан один из лучших его сборников "Песни жизни и надежды". Дарио ввел в испаноязычную поэзию но­вые метры, ритмы, обогатил стихосложение.

Теоретиком и практиком латиноамериканского авангардизма стал чилиец Висенте УИДОБРО (1893-1948). Он был тесно свя­зан с европейскими традициями, жил в Париже и Мадриде, об­щался с Аполлинером и Пикассо, писал на французском и ис­панском, имел репутацию эквилибриста формы, поэта экстравагантного. Формулируя программу креасьонизма, он опи­рается на ее главный тезис: поэзия не отражает внешний мир, она значительна своим миром внутренним, поэзия самоценна. Эти принципы воплощены более полно в сборнике Уидобро "Водяное зеркало" (1916). Влияние Аполлинера очевидно в по­этическом эпосе Уидобро на уровне космичности образов, миро­ощущения. Таково стихотворение "С экватора":

...И снова я шел по крыльям растерзанных птиц 
и снова Христос упорхнул, а миру оставил венец терновый
Что ж Присядем на край параллели
оглядим наше время
ВЕК РАСПЯТЫЙ НА СТЫКЕ МИРОВ

(Пер. А. Гелескула)

В. Уидобро является автором сборников "Эхо души" (1912), "Квадратный горизонт" (1917), "Высоколенок" (1931), "Вращательные стихи" (1941), поэмы "Эйфелева башня" (1918), повести "Неботрясение" (1931).

История авангардистского течения "ультраизм" ведет свое начало от аргентинского прозаика, поэта, эссеиста Хорхе Луиса БОРХЕСА (1899-1988). Борхес учился в Швейцарии, несколько лет провел в Испании. Начатая там деятельность была им про­должена после возвращения на родину и нашла отражение в по­этических книгах двадцатых годов "Жар Буэнос-Айреса", "Луна напротив", "Тетрадь Сан-Мартина", в ряде теоретических работ, посвященных отечественной и мировой литературе. Широкую известность Борхесу принесли иносказательные рассказы о непо­знаваемом мире с философским подтекстом, таинственными символами лабиринта, зеркала, библиотеки ("Приближение к Альмутасиму", "Вавилонская библиотека"). Прозаические книги писателя вышли после нескольких лет молчания: "Всемирная история бесчестья" (1935), "История вечности" (1936), "Вы­мыслы" (1944). Интерес к философии истории был характерен для аргентинской литературы тридцатых годов и связан с визи­тами в Буэнос-Айрес выдающихся философов Хосе Ортеги-и-Гассета и Германа Кейзерлинга.