Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Латино-Американская литература

Латино-Американская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Широкой известностью в тридцатые годы пользовался ро­ман "Тень каудильо" (1929) мексиканского писателя Мартина Луиса ГУСМАНА (1887-1976). Это - политический роман, в котором разрабатывалась кардинальная для всего последую­щего развития латиноамериканской литературы тема каудильизма (от исп. caudillo - вождь).

Диктаторство как форма проявления борьбы за власть - главный стержень романа "Сеньор Президент" Мигеля Анхеля АСТУРИАСА (1899-1974) из Гватемалы. Книга написана в эмиграции - кстати, характерной форме поиска политичес­кой свободы для многих деятелей латиноамериканской куль­туры. Написанная в 1933 году, она смогла быть изданной только в 1946-м, после установления в Гватемале демокра­тического правительства. В романе проанализировано дикта­торство как политическая и психологическая реальность. Об­раз диктатора списан с конкретной фигуры отечественной истории, однако в романе он наделен обобщенными свойст­вами всех диктаторов Латинской Америки. Он скорее марио­нетка в чьих-то более могущественных руках, вызывающая биологический страх у парализованного общества. Универ­сальность этого образа подчеркивается открытым временем в заключительной части романа ("Недели, месяцы, годы"), как бы предсказывая продуктивную традицию, которую разовьют многие писатели Латинской Америки.

На поэтику прозы Астуриаса, его удивительный язык сильное влияние оказало увлечение древней культурой континента. Ми­фологию древних майя Астуриас начал изучать в Сорбонне; тогда же в эмиграции он перевел на испанский язык народный эпос "Пополь-Вух" (книга народов). В Париже, кстати, вышла и по­этическая книга дебютанта "Лучик звезды" (1925). Первая книга прозы Астуриаса называлась не случайно "Легенды Гватемалы". Изданная в Мадриде в 1930 году, она надолго определила стой­кий интерес молодого писателя к сокровищнице национальной культуры, к мифологии. Роман "Маисовые люди" (1949) целиком построен на фантастических представлениях индейцев, их обря­дах. В центре романа - миф из "Пополь-Вуха" о сотворении человека из маиса. Этот миф положен в основу почти бессюжет­ного повествования о столкновении патриархального уклада жизни, оберегаемого индейцами, и предпринимательства, прив­несенного колонизаторами. Переплетая реальное и вымысел, Астуриас показывает обреченную войну индейцев под руково­дством Гаспара Илома, его злодейское убийство. Автор пытается с помощью мифологии проникнуть в трагедию народа, осмыс­лить специфическое латиноамериканское сознание.

Жоржи АМАДУ (р. 1912) дебютировал романом "Страна карнавала" (1931), определившим в молодом писателе стрем­ление показать жизнь как праздник, каким она открывается жителям тропических широт, праздник, захватывающий всех - и бедных, и обитателей богатых кварталов. Активный участ­ник национально-освободительного движения и видный про­пагандист марксизма в те годы, Амаду пробует соединить но­вую проблематику, классовый подход к изображению жизни народа с поисками новой поэтики. Он пишет романы "Ка­као" (1932) и "Пот" (1934) о жизни батраков, хорошо извест­ной ему, сыну одного из владельцев небольшой плантации какао.

Прекрасный знаток бразильского фольклора, Амаду сплав­ляет прозу жизни и поэзию, реальное и фантастическое в цикле романов о родной провинции Баия: "Жубиаба" (1935), "Мертвое море" (1936), "Капитаны песка" (1937). В них ро­дился мастер, оригинальный и неповторимый, связанный с глубинными слоями национального сознания, который ввел удивительный тропический город Баия в сознание читателей всего мира. В этом городе, расположенном вдоль пляжей за­лива, бывшем воротами португальской колонизации, перепле­тены разные расы, этносы, поверья, традиции и боги. Негры из Африки, индейцы, португальцы, метисы, рожденные от их смешения, - все они герои романов Амаду. Они страдают, любят, отстаивают свои человеческие права, хранят традиции предков. Своим героям и проблематике Амаду остается верен и в замечательных романах второй половины века.