Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Испанская литература - Мигель де Унамуно

Мигель де Унамуно
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Выдающийся поэт, автор десятка поэтических сборников, прозаик, ученый-филолог, общественный деятель, автор мно­гочисленных эссе по проблемам эстетическим, литературным, философским, Мигель де Унамуно был лидером "поколения 1898 года", ректором старейшего в Испании Саламанкского университета. За выступления против диктатуры писатель был арестован и находился в изгнании до 1930 года. Его послед­ние годы жизни прошли в добровольном заточении в знак протеста против режима Франко.

Философия Унамуно близка экзистенциализму. Исходное в ней - индивидуальность, героизм постоянной борьбы одиночки без всякой надежды на победу, донкихотство, которые Унамуно назвал национальной религией. В книге "Жизнь Дон Кихота и Санчо по Мигелю де Сервантесу, объясненная и комментиро­ванная Мигелем де Унамуно" (1905) и в философском труде "О трагическом ощущении жизни у людей и народов" (1913) про­должается попытка осмыслить "загадку родины" - некогда мо­гущественной Испании. К философско-психологическому истол­кованию национальных мифов, к "рыцарю Печального Образа" писатель обращался на протяжении всей своей жизни (статьи "О современном маразме Испании", "Путь ко Гробу Дон Кихота", "Цивилизация и культура").

Концепция истории, которую предложил Унамуно, основана не только на книжном опыте. Как и другие писатели "поколения 1898 года", Унамуно изучал жизнь народную в непосредственном общении с людьми, для чего исходил весь Пиренейский полу­остров. Он изучал народные традиции и ментальность, исследовал национальный феномен в сопоставлении с мировой филосо­фией и культурой. Историю он представлял в двух сферах - как "инфраисторию" и "интраисторию", то есть как внешнюю, офи­циальную, которую творят тираны, и внутреннюю, частную жизнь, как правило, невежественных и темных людей. Эти две сферы не имеют почти никаких точек соприкосновения: государ­ственная летопись существует сама по себе и противопоставлена жизни народа, который "молчит, молится и платит".

Особое место в концепции Унамуно занимает проблема личности, защита от насилия каждой человеческой жизни, вели­кой и самоценной изначально. Каждый человек, по Унамуно, является действительно единственным и незаменимым, каждый стоит целой вселенной. Писатель ставит в центр мира личность, тем самым надеясь спасти ее в эпоху кризиса культуры, когда одни воспринимают жизнь человеческую не более чем сырье для войн, а другие теряют ее в умствованиях о безликой толпе. Из этого исходил индивидуализм Унамуно, о котором писали кри­тики.

Много размышляя над проблемой человеческого счастья, пи­сатель пристально анализировал возможности интеллекта, пре­достерегая от интеллектуализма, абстрагированного от человека и противопоставленного человечности. В прологе к роману "Любовь и педагогика" (1902), в котором писатель иронизирует над "тиранией логики" и глупостью "умных" теорий, он так го­ворит о себе - об авторе: "Он именно потому так ополчается против интеллектуализма, что сам им грешит, как мало кто из испанцев. Мы даже подозреваем, что, ища путь к исправлению, автор смеется над самим собой".

Философские концепции и теории Унамуно нашли пре­ломление в его творчестве, придав эссеистическую окраску и его романам, и рассказам, настолько выпадавшим из традици­онных жанровых нормативов, что писатель придумывал новые дефиниции. Он предлагал свои романы называть "руманами", рассказы - "ниволами", обращая внимание на заданность их диалогичности, символико-аллегорическую философичность. "Я думаю чувством, а чувствую мыслью", - так начинает Унамуно свое стихотворение "Поэтическое кредо". Отпечаток эссе лежит на игровой поэтике романа "Любовь и педагогика", стилизованного местами под трактат, а местами под "роман воспитания"; при этом автор позволяет себе поте­шаться и над тем, и над другим.

Мигель де Унамуно оставил большое и поучительное на­следие. В нем - "Романсеро изгнания" (1928), художественная автобиография "Как делается роман" (1927), романы и повести "Туман" (1914), "Авель Санчес" (1917), "Святой му­ченик Мануэль Добрый" (1931); драмы "Федра" и "Прошлое, которое возвращается" (1912).