Романтизм во французской литературе

69

Герой французского романтизма более обыкновенен

Французские просветители вели решительную борьбу за установление нового общества, основанного на победе разума. Однако сложившаяся после победы революции в конце XVIII в. действительность вызывала горькое разочарование. Заслуга романтиков заключалась прежде всего в том, что они отразили в своих произведениях несоответствие между учением просветителей и реальностью. Однако их критика носила абстрактный характер; они уходили в мир личных переживаний, настроений и чувств.

В каждой стране романтизм имел свои особенности и специфику. В чем же своеобразие романтизма во Франции?

«Герой французского романтизма,- пишет А. В. Карельский,- не только более современен, но и как психологический тип более «обыкновенен», нежели излюбленные герои английских и немецких романтиков. У немцев предпочтительный интерес сосредоточен на личности художника- выражаясь по-гофмански, «энтузиаста»; англичане тяготели к изображению личности бунтарской, героической, даже титанической,- во всяком случае, резко приподнятой над фоном; внимание же французских романтических скорбников, особенно в первые десятилетия века, приковано прежде всего к чисто человеческому страданию утонченно-чувствительной души, обреченной ежеминутно соприкасаться с фоном, со средой».

Приступая к краткой характеристике некоторых представителей французского романтизма, мы отметим два этапа его развития. К первому этапу можно отнести творчество Франсуа Шатобриана, Бенжамена Констана, Альфонса де Ламартина, Альфреда де Виньи, Альфреда де Мюссе и др. Второй этап связан с творчеством Виктора Гюго и Жорож Санд.

Пожалуй, наиболее яркой фигурой первого этапа следует назвать Франсуа-Рене де Шатобриана (1768-1848).

На первое место Шатобриан, как и многие другие романтики, ставил чувства человека и противопоставлял их разуму. Значительную роль в развитии эстетики французского романтизма сыграл его трактат «Гений христианства» (1802). Автор полагал, что христианская религия оказала значительное влияние на развитие искусства. Трактовка религии дана Шатобрианом в эстетическом плане. Христианство, по его мысли, обогащает искусство, открывает новые драматические коллизии. В христианстве Шатобриана привлекает проповедь милосердия.

Шатобриан прославился своими романтическими повестями «Атала» (1801) и «Рене» (1802). Этими художественными произведениями французский писатель открыл новый жанр — романтическое исповедальное повествование, представляющее собой развернутый монолог, при помощи которого герой выражает свои переживания и чувства.

В повести «Атала» действие происходит в Северной Америке. Из рассказа индейца Шактаса мы узнаем о его страстной любви к индианке Атале, принявшей христианство, об их долгих скитаниях в тропических лесах. Заканчивается рассказ Шактаса сообщением о самоубийстве Аталы, не пожелавшей поддаться греховной страсти. С глубоким пониманием женской психологии-передает Шатобриан внутреннюю жизнь героини. Поражает его мастерство в описании девственной природы североамериканского континента.

В повести «Рене» рассказ ведется от имени молодого аристократа Рене, который, охваченный внутренним смятением и глубоким разочарованием в жизни, покидает Францию и уезжает в Америку. Там он встречается со старым индейцем Шактасом и миссионером Суэлем. Смысл своей дальнейшей жизни Рене видит в приобщении к религии, которая, как он полагает, способна внести спокойствие в душу человека.

Бенжамен Констан (1767-1830) прославился своим романом «Адольф» (1816). Написанный в форме лирического дневника, роман раскрывает внутренний мир главного героя Адольфа. Произведение это в некотором отношении автобиографично. В нем отразились личные взаимоотношения автора с французской писательницей де Сталь. Однако значение этой книги заключается не в личных переживаниях Бенжамена Констана, а в создании характерного для тогдашней романтической эпохи образа молодого героя, страдающего «болезнью века», которая характеризуется эгоцентризмом, безволием и разочарованием.

Здесь уместно сопоставить шатобриановского героя Рене и Адольфа. Оба они страдающие личности, но если Рене приобщается к религии, надеясь найти в ней успокоение, то Адольф не признает никаких религиозных верований.

Альфонс де Ламартин (1790-1869). Первым сборником стихотворений Ламартина была книга «Поэтические размышления» (1820). Затем появились «Новые размышления» (1823) и «Поэтические и религиозные созвучия» (1830). Излюбленным поэтическим жанром Ламартина была элегия. Две элегии «Озеро» и «Одиночество» навеяны смертью его возлюбленной.

Заслуга Ламартина заключается в том, что он своими произведениями, в частности сборником «Поэтические размышления», выступил как проповедник новых романтических устремлений в лирике. В то же время в его стихах много недосказанного, зыбкого и призрачного. Это позволило Белинскому упрекнуть французского поэта в том, что его лирика соткана «из вздохов, охов, облаков, туманов, паров, теней и призраков».

Альфред де Виньи (1797-1863) известен как автор двух поэтических сборников: «Древние и современные поэмы» (1826) и «Судьбы» (увидел свет уже после смерти его автора в 1864 г.). В них помещены стихотворения и поэмы, написанные по мифологическим и библейским мотивам, а также на современные автору темы.

Однако мировое признание Альфреду де Виньи принес исторический роман «Сен-Мар» (1826). В нем главным героем является дворянин Сен-Мар, который принял участие в заговоре против первого министра короля Людовика XIII кардинала Ришелье. Роман заканчивается казнью Сен-Мара.

Исследователи рассматривают этот роман как произведение, представляющее собой внутреннюю полемику с традицией Вальтера Скотта. «Как и Скотт, Виньи строит свой роман вокруг образа отдельного человека, оказывающегося втянутым в водоворот исторических событий. Но в романах Скотта история, как правило, развивалась по пути прогресса к конечному благу человека, нации и человечества. В концепции же Виньи всякое прикосновение к истории пагубно для индивида, ибо оно ввергает его в бездну неразрешимых нравственных конфликтов и приводит его к гибели».

Альфред де Мюссе (1810-1857) — талантливый поэт, романист и драматург. Дебютировал он сборником «Испанские и итальянские сказки» (1829). В этот сборник вошли поэмы и стихотворения, в которых проявились лучшие качества поэта — живость воображения, ироническое отношение к мистицизму и к поэтике классицизма. Бесспорны заслуги Мюссе в области развития поэтического стиля и стихосложения.

Прославился Альфред де Мюссе своим знаменитым романом «Исповедь сына века» (1836), в котором рассказывается история молодого человека, охваченного безволием, пессимизмом и нерешительностью.

Судьбы французской культуры, и в частности литературы, складываются под знаком приятия или неприятия Французской революции, изменения представлений об историческом процессе, месте отдельной личности в истории. Находившийся в эмиграции после поражения коалиции феодальных государств Франсуа Рене де Шатобриан (1768— 1848), озаглавив свое первое произведение «Опыт исторический, политический, моральный о прошлых и нынешних революциях, рассмотренных в связи с Французской революцией» (1797), показывал неизбежность краха прежнего режима и тщетность надежд на его восстановление. Многозначительно рассуждение о революции, вложенное Шарлем Нодье (1780—1844) в уста героя повести «Изгнанники» (1802): «Нет, это всеобщее потрясение основ вовсе не следствие злодейского замысла, который вынашивала под покровом нескольких ночей кучка фанатиков и мятежников, это дело всех предшествующих столетий…» Нодье утверждал, что благодаря революции «история становится школой для потомства». Таким образом, он зафиксировал существенную сторону мировосприятия своих соотечественников, развившегося в условиях общественных потрясений. Прямо или косвенно это выразилось в литературе Франции XIX столетия, ее философии, искусстве.

Менялось восприятие исторического процесса и роли человека в истории, Шатобриан, например, отрицал прогрессивность общественного развития и трактовал историю как бессмысленный круговорот событий. Противоположной точки зрения придерживался Беранже. «Слава Франции, — писал он, — в том, что она совершила большую политическую, но и гигантскую социальную революцию. 89-й год породил новые элементы цивилизации». Беранже несомненно причислял к элементам новой цивилизации прогрессивные социально-политические системы, распространенные в радикально настроенных кругах французского общества.

Обнажение утопическими учениями социальных противоречий безусловно повлияло на формирование прославленной французской исторической школы, выдвинувшей в качестве решающего фактора общественного прогресса борьбу классов. В этой связи важно отметить, что один из самых влиятельных французских историков начала века О. Тьерри начинал как ученик и соратник Сен-Симона, их содружество выразилось даже в написании нескольких совместных работ. И хотя Тьерри и другие представители исторической школы (Гизо, Минье, Барант и др.) не распространяли закон классовой борьбы на буржуазное общество, их подход к прошлому означал утверждение историзма и оказывал влияние на общественную мысль, обращенную к современности. Заметим, что литературоведение как наука, представленное Сент-Бёвом, Сен-Марк Жирарденом и рядом других теоретиков литературы, развилось под влиянием новой исторической школы. Она бесспорно оказала влияние и на художественную литературу.

Все французские писатели начала века независимо от своих привязанностей и симпатий почувствовали необратимость перемен, историческую связь частной судьбы с историей, неизменную потребность человека заглянуть в глубь собственной души, объяснив ее противоречия и сложности. Рождение в 20-х годах исторического романа на французской почве было инспирировано историографической наукой, выработкой научной концепции историзма XIX в., утверждавшего не только нравственный смысл всего происходящего в истории, но и активную роль личности в прогрессивном движении человечества.

Литературная жизнь Франции отчетливо демонстрировала свою зависимость от общественной борьбы. Классицизм, существовавший в течение двух веков, воспринимался и как живое, развивающееся явление в эпоху революции XVIII в., служил пропаганде ее идей, ее деяний, ее героев.

После 9 термидора, особенно в период Консульства и Империи, традиции классицизма XVII в., противопоставляемые традициям XVIII в., превозносятся как искусство, поддерживавшее неограниченную власть самодержцев в гармонических художественных формах. Лагарпу и Батте, авторитетным в начале века, была чужда гибкость определений, присущих «Поэтическому искусству» Буало, хотя ссылки на знаменитый трактат служили основой для их рассуждений. Таким образом, как в области эстетики, так и в художественном творчестве образовался достаточно крепкий барьер на пути к обновлению искусства.

А между тем еще в пору Великой французской революции наряду с классицизмом возникали предпосылки для возникновения тех тенденций, которые дали о себе знать в конце 20-х —начале 30-х годов.

Конечно, надо принять во внимание и силу традиции —двухвековой приоритет классицизма в области теории й практики поэзии. Французским писателям трудно было перешагнуть через авторитет привычного и признанного, утверждая новый метод. И все же переворот в мироотношении французов давал о себе знать в изменении концепции мира и человека, а с нею и художественного видения. Наиболее остро стоял вопрос о романтизме, широко развивавшемся в странах Европы.

Противники нового направления объявляли романтизм явлением иноземным, имеющим во Франции право существовать разве только в виде жанровой разновидности. Однако уже в 1796 г. появляется книга Жермены де Сталь «О влиянии страстей на счастье людей и народов», в которой писательница размышляет о духовном мире, о вынужденной свободе человека, утверждая, что изучение человека в отдельности может подготовить «рассмотрение последствий их объединения в общество». И в этой связи она превозносит любовь — «страсть, где меньше всего эгоизма». В этой ранней работе Жермены де Сталь очевидно внимание к индивиду, столь характерное для романтизма. Писательница развивает и усложняет свои идеи в следующей книге «О литературе в ее связи с общественными установлениями» (1800), где отчетливо просматривается стремление писательницы связать рассуждения о свободной личности с нравственными устоями общества в целом. Однако, размышляя о добродетели, де Сталь по-новому характеризует средневековье как период, когда были сделаны «гигантские шаги и в распространении просвещения, и в развитии нашего интеллекта». В этой связи она придаёт первостепенное значение христианству как стимулу для «усовершенствования человеческого духа». Близкую этому идею развивает Рене де Шатобриан, хотя в отличие от Жермены де Сталь его отношение к Французской революции и связанному с ней Просвещению было иным.

 

Предыдущая запись Вальтер Скотт
Следующая запись Виктор Гюго

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика